Факт получения разрешений ФСБ на постоянную эксплуатацию BlackBerry — системы мобильной электронной почты, в которой сообщение передается на смартфон в зашифрованном виде,— вчера подтвердили пресс-службы "Вымпелкома" и МТС. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая уточнила, что в течение года компании разрешено ввезти 7,8 тыс. устройств BlackBerry моделей 8100 Pearl, 8300 Curve, 8700g и 8800. "Вымпелком" получил примерно такую же квоту, однако будет ввозить только одну модель — 8700g. Стоимость оборудования и услуг "Вымпелком" и МТС не раскрывают. Например, на Украине, где МТС предоставляет сервис BlackBerry, смартфон (его выпускает канадская компания Research in Motion) стоит около $300. Еще $8300 стоит почтовый сервер BlackBerry (устанавливается в офисе корпоративного клиента). Абонентская плата — $60 в месяц.
МТС и "Вымпелком" хотели запустить сервис BlackBerry еще в 2005 году. Против выступала ФСБ. По мнению ее представителей, стандарт криптозащиты и расположение серверов в офисах потребителей не давали спецслужбам возможности перлюстрировать электронную почту. По итогам переговоров с операторами ФСБ в конце прошлого года дала добро на ввоз ограниченных партий BlackBerry на том условии, что по прошествии года смартфоны должны быть отключены. Теперь это временное ограничение снимается. Участник переговоров с ФСБ относительно судьбы BlackBerry на условиях анонимности рассказал "Ъ", что информация о месте установки серверов будет передаваться в спецслужбу. При этом клиенты BlackBerry должны будут при необходимости допускать сотрудников ФСБ к серверам. В МТС и "Вымпелкоме" эту информацию оставили без комментариев. К телефону справочной ФСБ РФ вчера никто не подходил.
Эксперты сдержанно относятся к перспективам продаж BlackBerry в России. "Сейчас BlackBerry уже не единственная защищенная почтовая платформа, этот рынок становится все более конкурентным,— говорит аналитик ИК "Финам" Дмитрий Родионов.— Аналогичные защищенные решения сейчас предоставляют Nokia и Palm, в этом году свои платформы планируют вывести на рынок Samsung и HP". Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский считает, что основными покупателями BlackBerry в России станут офисы западных компаний, следующие корпоративным стандартам: "Со стороны российских компаний спрос будет очень умеренный".
С этим доводом согласен заместитель генерального директора компании NVision Group по маркетингу Сергей Головин: "BlackBerry будет востребован в основном западными компаниями — российские же предпочитают пользоваться альтернативными разработками, в том числе и отечественными". По словам господина Головина, BlackBerry во многом продукт пиара: "На самом деле сходный уровень безопасности обеспечивают правильно настроенный и обслуживаемый корпоративный почтовый сервер и стандартные смартфоны сотрудников".
Валерий Кодачигов