Александра Бабкина сама занимается благотворительностью более пяти лет. По ее словам, целью исследования было выяснить, что мешает пользователям участвовать в благотворительности и что способствует им помогать чаще. «Оказалось, что ключевые моменты — это отсутствие подробной достоверной информации о том, как можно пожертвовать средства. При этом в социальных сетях много мошеннической информации о различных сборах денег. Получается, что человек находится в информационном шуме и не знает, кому можно помогать», — говорит г-жа Бабкина.
В совместном опросе приняли участие 1500 пользователей Рунета в возрасте 18—59 лет, проживающие в городах с населением свыше 100 тыс. человек. 76% из них когда-либо принимали участие в благотворительности. Оказалось, что перечисление денег при помощи SMS — самый популярный способ помощи среди респондентов, им воспользовались 58% опрошенных. Затем идут передача денег лично в руки и банковский перевод. При помощи SMS чаще перечисляют средства те, кто предпочитает помогать только деньгами. А вот передача лично в руки, напротив, заметно более популярна среди тех, кто помогал и деньгами, и делом, чем среди тех, кто помогал только материально (42 и 21% соответственно).
«В последнее время в СМИ часто говорилось о благотворительной помощи через SMS. Когда на «Первом канале» сообщают, что пострадавшим от наводнения можно перечислить деньги на короткий номер, это играет большую роль. Картинка исследования даже могла быть скорректирована этими событиями. Многие люди сделали SMS-пожертвование впервые именно из-за серьезного медиавоздействия. К нам на сайт приходили отзывы: «Я инвалид, но даже я отправил SMS в помощь Амуру. А кто поможет мне? Сделайте проект помощи на «Добре» для меня», — рассказала Александра Бабкина.
Она добавляет, что уровень доверия к радио и телевидению по-прежнему высок. «Тут произошло какое-то однократное действие, которое вызвало волну откликов, и это замечательно. Но если бы информация о способах помочь разными способами разным аудиториям чаще появлялась в СМИ, можно было рассчитывать на регулярное участие людей в благотворительных проектах. Совершенно точно такой информации сейчас не хватает», — считает представитель «Добра» Mail.ru.
По словам руководителя по социальным программам и спецпроектам «МегаФона» Максима Мотина, в компании не считают короткие номера защищенной системой. «Мобильный счет, на наш взгляд, не должен быть использован как банковская карточка. Пожертвования по SMS актуальны только тогда, когда идет широкое освещение события. Действительно, «Первый канал» посвятил день эфира трагедии в Хабаровске и привлек пожертвования по SMS за счет своего медиаресурса. К нам часто обращаются небольшие фонды, которые просят короткий номер для сбора денег. Если фонд самостоятельно купит такой номер, то ему придется большую сумму отдавать посредникам и провайдерам, поэтому они идут напрямую к нам, но мы не можем быть уверены в каждой организации. Когда случилась трагедия в Хабаровске, мы сами вышли на один из местных фондов и заключили с ними договор о том, что все деньги, перечисляемые на короткий номер, идут именно им, потому что деньги нужны были срочно. Если говорить о России, то только 2% от общей суммы денег жертвуется частными лицами, а 98% пожертвований идут от компаний. Поэтому пожертвования совершаются, как правило, через банковские переводы», — добавил г-н Мотин.
Ирина Юзбекова