Блокировка алгоритмов подбора контента отвернет пользователей от ресурсов

Обсуждение нового законопроекта, касающегося возможности пользователей отказываться от рекомендаций онлайн-ресурсов, пройдет сегодня, 27 мая. Законопроект опирается на опыт китайского правительства, уже вменившего онлайн-ресурсам предоставлять пользователям право самостоятельно подбирать контент. Среди аргументов «за» - уменьшение возможностей формировать интересы и политическую позицию пользователей, «против» - снижение времени, проводимого пользователями на онлайн-платформах. «VK клипы» показывают 97% контента за счет появления его в рекомендациях. По прогнозам экспертов, в случае разрешения блокировки алгоритмов подбора, около трети пользователей воспользуются этой функцией.

Издание «КоммерсантЪ» сообщает, что по информации его источника, 27 мая планируется обсудить законопроект о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ в рамках экспертного совета партии «Единая Россия», после чего обсуждение должно пройти на уровне нижней палаты парламента. Участники ИТ-рынка, с которыми беседовал «КоммерсантЪ», сообщают, что «Яндекс» и VK высказывались против принятия данного проекта.

Согласно тексту законопроекта, разработанном заместителем председателя комитета Госдумы по информполитике Антоном Горелкиным, онлайн-платформам следует предоставлять пользователям функционал для отключения алгоритмов, формирующих определенный рекомендованный контент, а также информировать о применении подобных алгоритмов. Данное требование, в случае принятия закона, будет распространено на социальные сети, новостные и поисковые агрегаторы, а также музыкальные и видеосервисы, включая видеохостинги. Согласно материалу «Ведомостей» от 19 мая, законопроект может быть принят уже в первом чтении до окончания сессии.

Как объясняют источники «Ъ», инициатива коснется «Яндекс», в то время как регулирование рекомендательных алгоритмов для поисковых систем уже отражено в законодательстве, повторное предписание по алгоритмизации станет избыточным.

Главной претензией оппонентов законопроекта является снижение времени, которое пользователи проводят в сервисах компании, в случае добавления возможности отключения рекомендаций, что не устраивает компании.

Так, холдинг VK предполагает, что подобные предписания задержат развитие ресурса «VK Видео» - для которого предполагалось запустить специальное приложение уже в текущем году. Рекомендательный алгоритм новой платформы должен был помочь сервису конкурировать с YouTube. Аналогичные рекомендательные функции есть и у «VK клипы», призванного заменить социальную сеть TokTok. 97% просмотров коротких роликов в VK выдавались пользователям как рекомендованный контент.

Также алгоритмы способствуют генерации обложек для видеороликов, поскольку наличие «умной» обложки увеличивает конверсию в разы: с 0,5% до 15% по сравнению с обложкой, на которой кадр был выбран случайным образом. 

В основе законопроекта лежит опыт Китая - с марта китайским пользователям законодательно разрешено отказываться от рекомендаций различных онлайн-сервисов. В России считают, что наличие рекомендаций позволяет получать отдельным товарам аномальный интерес пользователей, в дальнейшем служащий основой для создания общественного мнения. Кроме того, аналогичные методы могут использоваться и для продвижения определенной политической позиции, что стало наиболее актуальным с началом спецоперации на Украине.

Так, например, видеохостингу YouTube, по утверждению инициатора законопроекта, ведущего информационную войну против России, достаточно лишь изменить настройку выдачи, чтобы контент, направленный против действий правительства России, показывался не только людям, интересующимся политикой, но и наиболее широкой аудитории. 

Эксперты полагают, что запрет на рекомендации помешает платформам подбирать оптимальное видео под потребности пользователей, что приведет к снижению интереса к данным сервисам. Время, которое пользователь затрачивает на просмотр контента ресурса, является системообразующим фактором. На количество пользователей, отказавшихся от рекомендаций со стороны сервиса, в том числе повлияет расположение кнопки отключения и то, насколько она заметна. Однако в целом можно прогнозировать, что доля пользователей, отказавшихся от рекомендаций, будет близка к количеству людей, установивших блокировку рекламных баннеров, составляющих около трети от общего числа.

 

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: веб, регулирование, VK (Mail.Ru Group)