Принимая условия лицензионного соглашения Windows 10, пользователи автоматически разрешают корпорации Microsoft осуществлять сбор персональных данных: историю веб-браузера, данные из календаря, информацию о местоположении и многое другое. Компания также имеет право распоряжаться полученной информацией по собственному усмотрению и даже передавать третьим лицам.
Внимательно изучив условия пользовательского соглашения, эксперты в области ПО обнаружили, что «шпионить» за пользователями имеют право новый браузер по умолчанию Microsoft Edge и перекочевавший из Windows Phone голосовой помощник Cortana. С их помощью Microsoft получает данные из электронной почты и телефонных разговоров.
Стандартные программы шифрования также таят в себе подвох. При использовании встроенных программ, ключ шифрования автоматически отправляется на серверы Microsoft, который компания обязана будет раскрыть по первому требованию властей.
Такой навязчивый сбор личных данных пользователей можно объяснить тем, что предоставив возможность бесплатного обновления, компании нужно получать прибыль из других источников. Выбор Microsoft пал на вездесущую рекламу, которая будет транслироваться во всех приложениях. Для того, чтобы компаниям-партнерам было проще получать данные о своих потребителях, корпорация Microsoft присвоила персонифицированный номер каждому устройству, на который установлена Windows 10. Вся информация о привычках пользователя будет привязана к advertising-ID, и рекламные партнеры смогут предлагать только ту рекламу, которая будет интересна потенциальным покупателям.
Вполне вероятно, что такое положение вещей сможет сыграть с пользователями злую шутку. Если хакерам удастся взломать учетную запись пользователя Microsoft, то вся собранная корпорацией информация окажется в руках злоумышленников. Те пользователи, которые хотят защитить свои персональные данные и свести к минимуму вмешательство Microsoft в личную жизнь, могут отключить передачу всех сведений в настройках системы.
У компании Google также есть ряд инструментов, позволяющих отслеживать действия пользователей. Как только учетная запись появляется на серверах Google, компания создает специальный профиль, в котором содержится информация об интересах, а также пол и возраст пользователя. Все действия на сайтах Google, например, YouTube, отображаются в этом профиле в виде ключевых слов, которые использовались при поиске видео или содержались в его описании. Помимо этого, у Google есть специальный инструмент, который помогает компаниям, разместившим свою рекламу на сайтах корпорации, увидеть всю информацию о действиях пользователей. Это могут быть данные о том, сколько времени было потрачено на просмотр рекламы, как быстро пользователь покинул сайт и т.д. Кроме этого, Google сохраняет в своих базах все поисковые запросы, когда-либо осуществляемые пользователем, а также информацию о всех тех рекламных объявлениях, на которые пользователь осуществлял переход.
На серверах компании также хранится список всех устройств, которые когда-либо получали доступ к аккаунту Google. Это полезный инструмент в том случае, если вы подозреваете, что доступ к аккаунту получил кто-то посторонний: можно проверить тип устройства, с которого осуществлялся вход в систему, а также IP-адрес и приблизительное местоположение. В настройках учетной записи пользователя можно посмотреть, какие приложения имеют доступ к аккаунту, а также сохранить на свое устройство все данные: сообщения электронной почты, закладки, контакты и прочее.
Если вы пользуетесь устройством на Android , будьте готовы к тому, что корпорация собирает сведения о местоположении смартфона или планшета. На страницах Google Maps можно отследить хронологию вашего перемещения за определенный год, месяц или даже день. Собирая геолокационные данные, Google уведомляет своих партнеров, какие магазины посещает пользователь и впоследствии связывает эту информацию с поисковыми запросами. Основываясь на полученных данных, Google предлагает соответствующую рекламу. Для тех, кого смущает столь «ненавязчивый» сервис, могут отключить на своих устройствах передачу геолокационных данных в настройках смартфона или планшета.
Передвигаясь по городу с устройствами от компании Apple, пользователи, сами того не подозревая, передают информацию о своем местоположении с момента активации устройства. Операционная система iPhone автоматически сохраняет получаемую информацию в отдельный файл. Вся эта информация не поступает в Apple или куда-либо еще: она просто хранится в памяти вашего устройства. Начиная с iOS 4, в этом файле сохраняются детальные координаты тех мест, где побывало устройство. Как объясняют разработчики, данный файл необходим для того, чтобы определять место, где была сделана фотография. Вся эта информация не обладает должной защитой: сторонние приложения, которым необходима информация о местоположении, имеют к нему доступ.