По данным авторов законопроекта, документ должен определить основные понятия, используемые в целях совершения перевода цифровых рублей. Например, "платформа цифрового рубля", "правила платформы цифрового рубля", "участник платформы цифрового рубля", "пользователь платформы цифрового рубля" и "цифровой счет". Кроме того, в законопроекте прописано дополнение перечня субъектов национальной платежной системы новым субъектом - оператором платформы цифрового рубля. Документ устанавливает требования к организации функционирования платформы ЦР, порядка открытия, ведения и закрытия цифрового счета и доступа к платформе ЦР. Документ описывает содержание правил платформы ЦР, а также дифференцирует понятия "электронные денежные средства", "безналичные расчеты в форме перевода цифровых рублей", "электронные денежные средства" и "цифровые рубли". Кроме того, документ определяет особенности осуществления перевода ЦР - в частности, уточняет момент наступления безотзывности, а также окончательности перевода ЦР.
Авторы законопроекта предлагают установить основание осуществления перевода ЦР (распоряжение о переводе цифровых рублей), обстоятельства, при которых распоряжение о переводе ЦР не подлежит исполнению, а также особенности осуществления наблюдения в национальной платежной системе в связи с функционированием платформы ЦР.
Законопроект также предлагает внести изменения в ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" для закрепления за Банком России статуса оператора платформы цифрового рубля и участника платформы цифрового рубля, а также предоставления Банку России полномочий, реализация которых направлена на обеспечение функционирования платформы цифрового рубля и защиты интересов пользователей платформы. "Документ определяет, что формирование остатка ЦР осуществляется исключительно Банком России, который также организует и обеспечивает бесперебойное функционирование платформы. Будет установлена ответственность Банка России за сохранность ЦР, правильность учета информации об операциях с ЦР, а также расширятся функции совета директоров Банка России в части определения тарифов на услуги, оказываемые в рамках платформы, перечня разрешенных операций с цифровыми рублями", - объясняют авторы законопроекта.
Также законопроект предусматривает ряд изменений в ФЗ "О банках и банковской деятельности". Например, ограничения в отношении возможности совершения отдельных банковских операций с ЦР, положения, определяющие особенности режима банковской тайны в отношении операций с ЦР, последствия отзыва лицензии кредитной организации, связанные с приемом кредитной организацией распоряжений о переводе ЦР. Кроме того, документ предлагает отдельные изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве" в части установления особенностей взыскания ЦР, учитываемых на цифровом счете должника. "Закрепляется порядок инициирования процедуры обращения взыскания на ЦР", - говорят авторы документа. По их словам, вносятся отдельные изменения в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в частности, указывается, что цифровой рубль является валютой РФ, а цифровые валюты иностранных центральных банков, соответственно, иностранной валютой.
Представители пресс-службы ВТБ отмечают, что появление документа является важным шагом к формированию правового поля для обращения цифрового рубля. "Однако до момента утверждения финальной редакции документ будет рассматриваться как на уровне правительства, так и банковским сообществом и может претерпеть ряд изменений", - считают представители банка.
Директор по инновациям и управлению данными Росбанка Ольга Махова говорит, что фактически документ легализует цифровой рубль как новое средство платежа, регулирующее его обращение между всеми участниками - банками, ЦБ и клиентами. "Так как 2023-й - год пилотирования первых сделок с цифровым рублем на очень небольшом количестве реальных клиентов, то предположу, что ожидаются и новые поправки в закон по ходу пилота", - говорит она. По ее словам, наиболее важными пунктами в документе являются определение ЦР, определение роли ЦБ в обращении ЦР и роли банков. "Как говорилось ранее, 2023 г. посвящен пилотированию на очень ограниченном количестве клиентов. Предполагаем, что полноценный запуск возможен не ранее второй половины 2024 г. - начала 2025 г.", - добавила Ольга Махова.
По словам вице-президента Ассоциации банков России Алексея Войлукова, суть законопроекта в том, что он дает цифровому рублю статус законного средства платежа. "В презентации Банка России говорится, что старт пилота на ограниченном круге клиентов и ограниченном круге банков планируется начать в апреле 2023 г. Старт масштабирования платформы цифрового рубля Банк России запланировал на I квартал 2024 г.", - добавил он.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что появление документа можно оценить как завершающую стадию внедрения цифрового рубля в экономику РФ. "Документ повлияет на регулирование цифрового рубля и всех участников его обращения. А также на создание самой платформы для его обращения, в том числе кошельков и правил применения. В частности, закрепит все полномочия за ЦБ РФ, что после окончательного принятия закона приведет к внедрению в обращение цифрового рубля в экономику страны. Полагаю, что это финальный документ, так как еще в прошлом году решено, что все полномочия должны остаться за ЦБ, то есть никаких альтернативных вариантов даже не допускалось", - считает аналитик. По его словам, цифровой рубль будет запущен, как только будет принят данный закон и создана цифровая платформа для его обращения. "Так как законопроект уже внесен в Госдуму, то полагаю, что он будет запущен уже в 2023 г. Скорее всего, в первом полугодии, так как создание данной платформы можно сравнить с банковскими приложениями. То есть ее создание не потребует много времени", - уверен аналитик.
Заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица говорит, что появление документа вносит поправки в основное законодательство, касающееся расчетов между физическими и юридическими лицами. "Очевидно, что в процессе развития данного инструмента законодательство будет дорабатываться. Сейчас документ еще достаточно сырой и, скорее всего, в процессе обсуждения в Государственной Думе еще будет корректироваться, возможно, в том числе в части внесения изменений в налоговое законодательство. Наиболее значимыми являются пункты, касающиеся введения нового понятия цифрового счета (кошелька) и операций с ним. Полноценный запуск цифрового рубля, который будет выпускать ЦБ в виде третьей формы денег, будет до 2030 г. Такой срок назван Минфином в Стратегии развития финансового рынка до 2030 г. Скорее всего, цифровой рубль после прохождения всех фаз тестирования будет запущен в оборот. Конкретный срок назвать сложно, можно предположить, что запуск будет проходить этапами с 2024 г. по 2026 г., сначала между организациями, потом уже при расчетах физическими лицами и для организации трансграничных платежей", - считает Денис Перепелица.
Генеральный директор ВПП (ГК Softline) Александр Шпет отмечает, что изменения в 161-ФЗ приведут к появлению более точных формулировок, определится список участников, их роли и технологические понятия. "Конкретика будет сформирована в бюллетенях Национальной платежной системы. Пока нет полной уверенности, что это финальные изменения. Предполагаем, что будут вноситься дополнительные правки. Как и в Системе быстрых платежей, оператором цифрового рубля будет Центральный банк РФ", - добавил он.
Ирина Приборкина