В совещаниях по регулированию экосистем на площадке АНО «Цифровая экономика», проходивших начиная с мая 2021 года, принимали участие представители как регуляторов (в том числе Минэка, Минцифры, ЦБ, Роспотребнадзора), так и бизнес-сообщества — в частности, «Сбера», «Яндекса», Ozon, Wildberries, МТС. По итогам встреч был выработан перечень предлагаемых норм (есть у «Известий»). Его направили в Центр компетенций федпроекта «Нормативное регулирование цифровой среды», где идет работа над изменениями в законодательство по работе экосистем и маркетплейсов.
Отправку письма «Известиям» подтвердили в АНО «Цифровая экономика», а его получение — в Центре компетенций. В последнем подчеркнули, что предлагаемые нормы будут учтены при подготовке изменений в законодательство. В Минэке «Известиям» подтвердили, что результаты по итогам встреч в АНО «Цифровая экономика» подведены, напомнив, что именно ведомство было инициатором их организации.
Один из наиболее крупных блоков итогового перечня разработанных мер регулирования касается защиты прав потребителей. В частности, предлагается закрепить за клиентом право отказаться от подписки в течение 14 дней, в случае если он не начал пользоваться услугами, говорится в итоговом документе. Сейчас неважно, воспользовался потребитель цифровым сервисом в рамках подписки или нет, — он обязан заплатить за нее. «Период охлаждения» уже действует (например, на страховом рынке), и теперь предлагается распространить его на договор при оформлении подписок, пояснили в АНО «Цифровая экономика».
Кроме того, в документе предлагается обязать экосистемы и цифровые платформы сообщать клиенту об очередном списании денег, делить рассылки на рекламу и необходимые уведомления, а также включить самозанятых в перечень возможных заявителей на получение сертификата соответствия продукции. В Агентстве стратегических инициатив «Известиям» подтвердили востребованность проработки вопроса о доступе работающих на себя к продажам через маркетплейсы.
Выработанные меры также касаются защиты персональных данных пользователей, ограничения таргетированной рекламы, уточнения антимонопольного и налогового законодательства, защиты российских экосистем на зарубежных рынках.
Для оценки эффективности предложения, предусматривающего «период охлаждения», необходимо ознакомиться с деталями такого предложения, заявил «Известиям» замначальника управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский. Он подчеркнул: сегодня потребитель уже может отказаться от любой приобретенной услуги и вернуть денежные средства за вычетом понесенных исполнителем расходов на любом этапе сделки, никаких ограничивающих сроков у потребителя нет. Расходы при этом должны быть обоснованными, и очень часто они просто пропорциональны срокам пользования услугами.
Таким образом, предлагаемое нововведение может как улучшить (если отказ в течение 14 дней позволит вернуть всю сумму предоплаты), так и ухудшить положение потребителя (если ограничит его в уже установленных правах), резюмировал Андрей Пучковский. Он подчеркнул, что многие другие предложения по регулированию экосистем в целом соответствуют ожиданиям потребителей и будут поддержаны ведомством.
«Известия» также направили запросы в Минэк, ЦБ и Минцифры.
Участие в совещаниях на платформе АНО «Цифровая экономика» «Известиям» подтвердили в Ростелекоме, ВТБ, Ozon, «ВСК Страховании» и «СКБ Контур». В «ВСК Страховании» считают, что наиболее важно — выработать меры, нацеленные на повышение прозрачности в подходах к работе с поставщиками, предоставляющими услуги в экосистемы.
— Уже сейчас большинство сервисов отменяют «нежелательную» подписку фактически по обращению клиента, поскольку это продиктовано конкурентной борьбой за его лояльность. Этот вопрос решает не государство, а рынок. Напротив, для случаев, когда подписки оформляются без ведома абонента, регулирование нужно, особенно когда поставщиков сервисов немного, — считает советник гендиректора «СКБ Контур» Максим Прохоров.
В финансовой сфере (как в страховании, так и кредитовании) уже действует «период охлаждения», и этим активно пользуются клиенты, знает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Впрочем, по его словам, в контексте экосистем эта мера может быть излишней: сейчас, как правило, пользователю предлагается тестовая недорогая подписка, которая позволяет ознакомиться с продуктом и понять, есть ли необходимость ее продления. Более острая проблема заключается в том, что пользователь может оформить подписку второпях, затем с него будут регулярно списываться деньги, а найти концы окажется проблематичным, отметил Алексей Войлуков.
Экосистемы включают в себя несколько «подпродуктов», и если клиент не пользовался возможностями, которые дает подписка, то он должен иметь право отменить ее с возвратом средств, считает ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин. Тогда возможность отказа должна быть юридически закреплена, например, в пользовательском соглашении.
Наталья Ильина