«Клуб «Web-бизнес» (ранее IT-Клуб) организован газетой ItNews.Spb.Ru для поддержки и развития рынка веб-разработок Петербурга, налаживания связей между IT-компаниями и потенциальными заказчиками, информационного освещения деятельности веб-студий, формирования площадки для взаимодействия разработчиков. Задача клуба - познакомить представителей офлайн-бизнеса с возможностями Интернета, стать посредником между профессиональной средой IT и теми, кто еще только начинает использовать сеть для развития бизнеса или хотел бы узнать об этом что-то новое. Встречи клуба ориентированы на бизнес-аудиторию. Среди участников клуба «Web-бизнес» - руководители отделов развития компаний среднего и крупного бизнеса Петербурга, маркетологи, PR-менеджеры, рекламисты, интересующиеся возможностями Интернета для повышения эффективности бизнеса, а также представители бизнес-СМИ», - рассказала руководитель PR-отдела WebMaster.Spb Юлия Никитина.
Социальная сеть (англ. social network) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Термин был введен в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». До того многие мыслители выражали мнение о важности рассмотрения общества как сложного переплетения взаимоотношений. Социальную сеть, как и любую сеть, можно математически моделировать графом, в котором вершины представляют объекты сети, а ребра – взаимоотношения.
Как рассказали на мероприятии, на Западе бум социальных сетей пришелся на конец 1990-х и первую половину 2000-х гг. Тогда появились самые популярные ныне MySpace.com (120 млн пользователей), Facebook.com (60 млн), Friendster.com (60 млн), Linkedin.com (19 млн) и т.д. До России мода на социальные сети докатилась только в 2006 году. Создатели российских сетей воспользовались наработками западных коллег. Например, сайт Odnoklassniki.ru, запущенный Альбертом Попковым весной 2006 года, - российский клон Classmates.com. А Vkontakte.ru Павла Дурова, запущенный осенью 2006 года, - точная копия Facebook.com. Но это не помешало сайтам стать самыми успешными социальными сетями Рунета: у «Одноклассников» сейчас 12 млн пользователей, у «В контакте» - 8 млн (данные самих сервисов). Число пользователей социальных сетей растет в среднем на 21,9 % в год, подсчитали эксперты исследовательского агентства Strategy Analytics. Через пять лет пользователей таких сетей, как MySpace, Facebook, YouTube и Flickr, станет больше на миллиард. У Facebook сейчас более 58 млн пользователей, у MySpace - 110 млн, у Flickr - 24 млн, YouTube - 57 млн.
По словам руководителя отдела проектирования компании WebMaster.Spb Сергея Павельчука, социальная сеть - один из видов социальных сервисов, где главной сущностью является профиль пользователя со всеми его данными. Для успешной работы сетевого сообщества достаточно создания социального сервиса, минимальных действий участников и непосредственного выстраивания связей, обмена сообщениями. Принципиальных различий у социальных сетей не так много, в основном они сводятся к объединению по интересам, по дружественным связям из офлайн, существуют также деловые социальные сети и сети, вышедшие из других социальных сервисов. Тенденции развития социальных сетей синтезируются из четырех основных компонентов: открытые социальные сети, использование «неявного» веба, развитие сервисов внутри сети и выделение сетевых групп. Значительным плюсом для пользователей всех социальных сетей является возможность быстрого создания своего профиля, выстраивание дружественных связей, создание личного информационного сервера. В свою очередь, разработчики получают быстро развивающуюся базу данных, на основе которой можно проводить аналитические исследования и дальше прогнозировать потребности пользователей, популяризируя сеть. В социальных исследованиях для осознания тенденций используется синтез персональной информации социальных сетей в единую карту поведения пользователей.
«Когда удалось вовлечь пользователя в социальную сеть и получить о нем больше информации, только тогда возможно на основании этих знаний сегментировать, анализировать и предлагать ту или иную рекламу. Бывает непросто, скажем, заставить человека вести личный дневник, для этого существует система рейтингования, как персонального, так и коллективного, по которой человек может отслеживать свое существование в сети. Социальные механизмы не требуют от пользователя обязательного контакта, бывает достаточным заполнить профиль и автоматически присоединиться к той или иной сети», - продолжил встречу клуба своим докладом технический директор студии «Пароход», разработчик LJ+ Дмитрий Ромахин.
На встрече много говорили о монетизации социальных сетей, о работе поведенческого таргетинга и персональной рекламы. В частности, главный редактор журнала «Терминал.Ру» Роман Домаренок высказал мнение, что расширение аудитории повышает популярность интернет-рекламы. Несмотря на то что во время встречи были высказаны пессимистичные мнения о будущем соцсетей, нельзя отрицать, что интерес пользователей растет, помимо всего прочего соцсети становятся новыми «точками доступа», растет время, проводимое в сети. Трудность разработки механизмов монетизации заключается в том, что достаточно сложно составить портрет аудитории, массовость сложно поддается сегментации, к тому же монетизация начинается спустя значительное время после старта проекта. Пользователей необходимо завоевать, прежде чем предлагать платные сервисы или предоставление платных услуг. Очень важно, чтобы пользователь не чувствовал постоянного присутствия рекламы.
Напомним, что встречи клуба стали уже традиционными, 18 июня 2007 года состоялась встреча, посвященная критериям оценки успешности сайта и способов достижения успеха. Организаторами встречи выступали петербургский новостной портал itnews.spb.ru. Свои доклады на мероприятии представили руководители петербургских веб-студий Umi Studio, WebMaster.Spb, SPBNet, а также руководители интернет-магазина «Солдат Удачи» и службы виртуального хостинга PeterHost.Ru. Встреча была адресована сегменту B2B, среди участников были представители компаний разной направленности, преимущественно сферы строительства и недвижимости. Целевую аудиторию в основном составляли маркетологи, PR-менеджеры и менеджеры по развитию петербургских компаний (см. новость от 20 июня 2007 г.)