Площадка «Одноклассники» стала первой социальной сетью рунета. Запущена она была 26 марта 2006 года. Проект авторства Альберта Попкова предлагал пользователям найти своих товарищей или бывших одноклассников, если контакт с ними был некогда потерян.
Первым пользователем сети стал Дмитрий Уткин, дизайнер знаменитого логотипа соцсети, сменившегося в 2011 году, но узнаваемого до сих пор. Через год после запуска проекта количество пользователей уже пробило отметку 1 млн, а в 2008-м — уже 10 млн.
В 2008 году соцсеть также запустила платную версию доступа к порталу, что сегодня может показаться как минимум спорным шагом.
«Одноклассники» методично захватывали аудиторию рунета, поскольку многие новоиспеченные пользователи интернета открывали для себя Всемирную паутину именно с соцсетей. К концу прошлого десятилетия социальная платформа отказалась от платной регистрации и перешла под крыло Mail.Ru Group, попутно выпустив приложение на стремительно развивавшейся тогда iOS.
В 2011 году «Одноклассники» переходят к более лаконичному логотипу, короткому адресу (ok.ru), а также прописываются в Google Play Market. В последующие пять лет проект буквально переходит в наступление по всем фронтам, поскольку функционал площадки расширялся очень стремительно.
К сегодняшнему дню ОК уже успела запустить собственное радио, онлайн-кинотеатр и даже онлайн-телевидение, где в реальном времени вещают пять федеральных каналов. Кроме этого, соцсеть также в онлайн-режиме проводит трансляции образовательных проектов и видеочатов. В январе, продолжая свой курс на развитие видеоконтента, ОК выпустили приложение для Smart TV.
В день своего юбилея «Одноклассники» представили ключевые результаты, которых им удалось достичь.
Так, дневная аудитория соцсети выросла до 51 млн человек, что на 3 млн больше, чем в 2015 году. При этом около 53% пользователей в сутки заходит в ОК с мобильных устройств.
В сутки в «Одноклассники» загружается более 18 млн фото и ставится около 180 млн «классов». Примерно 300 млн — такое количество сообщений отправляют пользователи между собой в течение одного дня. Столько же раз, по информации соцсети, запускается видео в ОК. Соцсеть также может похвастаться 12 млн активных игроков в сутки.
Средний пользователь в день проводит 41 минуту в «Одноклассниках».
Важно отметить, каких результатов добилась соцсеть на поприще интернет-видео. По данным отчета ComScore, за январь 2016 года видеоролики в соцсети набрали 3 млрд 263 тыс. просмотров, что делает «Одноклассники» второй по популярности площадкой для просмотра видео после YouTube. Видео стало одним из приоритетных направлений развития сети, что доказывает недавно запущенный сервис онлайн-трансляций и приложение для Smart TV.
«Одноклассники» также смогли приучить пользователей к внутрисетевым покупкам. ОК предлагает приобрести платные подарки, стикеры, возможность ставить 5+ и даже так называемую «невидимку». «Одноклассники», пожалуй, единственная крупная соцсеть, которая позволяет пользователям видеть своих гостей и отображаться в данном списке у других пользователей. «Невидимка» дает возможность остаться незамеченным.
Для всех операций покупок у соцсети есть своя валюта — ОКи. У них нет четкого курса конвертации (в отличие от «ВКонтакте»), 50 ОК обойдутся почти в 85 руб., а 100 ОК — около 186 руб.
Аудитория «Одноклассников» достаточно специфична, и ее пристрастия и поведенческие привычки в сети значительно отличаются от поведения пользователей других соцсетей.
Часть особенно активной аудитории ОК, как выяснилось, очень трепетно относится к маленьким детям и весьма патриотична. Кроме того, поставленную к фотографии «единичку» уважающий себя пользователь принимает как личное оскорбление, о чем не замедлит уведомить в личных сообщениях.
Также распространилось поверье о широких возможностях «классов». «Классами» можно выразить солидарность, скорбь, радость, сожаление, умиление, поддержку, уважение, помочь выиграть в конкурсе и многое другое. Любовь «жителей» «Одноклассников» к этой кнопке также нашла массовый отклик среди тех представителей рунета, кто не является постоянным пользователем ОК. Последние стали собираться в целые сообщества, где делились самыми незаурядными и вирусными постами из «Одноклассников».
«Одноклассники» постоянно держат курс на расширение функциональности и количества собственных сервисов, что делает соцсеть «швейцарским ножом» в мире прочих социальных площадок.
Помимо непосредственно общения ОК научились предлагать стриминговый видеоконтент, пополнять карту проезда на общественном транспорте через приложение и даже совершать денежные переводы. Также она предлагает широкие возможности на рекламной площадке соцсети.
Социальная сеть может позволить себе развиваться во многих направлениях сразу, поскольку доходы и прибыль ее постоянно растут.
Приложение «Одноклассников», например, по данным аналитической компании App Anie, стало лидером по доходам в Play Market и AppStore в прошлом году.
Следующим шагом, по словам руководителя «Одноклассников» Антона Федчина, станет наращивание присутствия СМИ в рамках соцсети. Кроме того, Федчин пообещал, что в следующие десять лет «Одноклассники» найдут новые способы удивить пользователей.
Дмитрий Шестоперов