Правительство России внесло в Госдуму законопроект № 136059-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Документ предусматривает меры поддержки в том числе для компаний, занимающихся разработками решений, относящихся к сфере ИИ.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, создание дополнительных налоговых условий для развития отрасли информационных технологий предполагается создать "путем установления повышающего коэффициента [1,5] к расходам на приобретение российского радиоэлектронного оборудования и российских программ для электронных вычислительных машин (баз данных), если они относятся к сфере искусственного интеллекта, а также инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в отношении затрат на внедрение указанных оборудования и программ (баз данных)".
Определять же, что относится к продуктам с ИИ, а что нет, предложено на основании того, как это определено в Реестрах отечественного ПО и оборудования.
Напомним, что председатель правительства РФ Михаил Мишустин, выступая на ЦИПР-2022, рассказал, что мера поддержки разработана для компаний, направляющих средства на внедрение инновационных отечественных технологий, в том числе базирующихся на решениях в области ИИ. "Предусмотрим условие, чтобы они платили меньше налог на прибыль. Соответствующие поправки в законодательство мы рассмотрели на заседании правительства и в ближайшее время внесем предложение в Госдуму", - сообщил Михаил Мишустин.
При этом, с четким определением понятия ИИ есть несогласованность. Заместитель министра промышленности и торговли (Минпромторг) Василий Шпак в ходе заседания отраслевой рабочей группы АНО "Цифровая экономика" по направлению "Цифровизация промышленности" в рамках ЦИПР-2022 заявил, что две трети решений, которые профессиональное сообщество называет искусственным интеллектом (ИИ), по факту ими не являются. "С одной стороны, мало компаний, которые эти решения имеют и о себе рассказывают. А с другой стороны, есть неопределенность понятий. Потому что понятие "ИИ" многие промышленные предприятия пугает. Например, словосочетание "промышленная автоматизация" всем понятно. Две трети решений, которые у нас профессиональное сообщество называет ИИ, по факту никаким ИИ не являются. Это все решения промышленной автоматизации. Это проблема нашего профессионального сообщества. У нас ясности, четкости и прозрачности в определениях до сих пор нет", - заявил Василий Шпак.
Директор по стратегическому маркетингу "ДоксВижн" Сергей Курьянов считает, что большинство технологий, упомянутые в списке как инновационные, сформулированы также нечетко, как и искусственный интеллект. "В практике РФРИТ выделение грантов практически не связано с попаданием в инновационные технологии. Отчасти, потому что все умеют подвести свою тему под одну из технологий списка. Формулировка ИИ неточна. И не может быть точной. Это всеобщее свойство категоризации абстрактных вещей. Это может и не сильно влияет на выделение льгот и грантов в конкретных ситуациях, но безусловно влияет на направление инвестиций. Хотя эффект от этого будет не сегодня, и не факт, что рынок сам по себе это не отрегулировал бы", - отметил Сергей Курьянов.
По мнению аналитиков "Фридом Финанс", формулировка ИИ на данный момент имеет определяющее значение, хотя в дальнейшем ее наверняка дополнят. "Но на сегодняшний день развивать отечественные ИТ-технологии необходимо начиная именно с ИИ, потому что он является базой, на основе которой потом разрабатывают отдельные продукты для различного вида бизнеса. Трактовка может уже сейчас получиться достаточно широкой, так как Россия сильно отстает в данной отрасли и начинать ее замещать приходится практически с нуля", - считают аналитики.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков отмечает, что понятие искусственного интеллекта законодательно определил Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" от 24.04.2020 № 123-ФЗ. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 указанного закона, искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
"И, хоть предметной областью документа является проведение эксперимента в городе Москва, это федеральный закон, и в нем дано определение. Полагаю, последующие дефиниции будут как минимум учитывать эту. Вместе с тем, надо ожидать, что Минфин и ФНС, а также Минцифры будут издавать ненормативные акты на уровне писем, в которых могут уточнять трактовку и применимость данного определения под тем или иным углом с учетом конкретной ситуации", - считает юрист. По его словам, даже при точных формулировках возникают споры и в данном случае они точно будут. "И эти споры будут разрешаться в суде. Поэтому нам нужно подождать применения закона, дождаться волны споров, и посмотреть, как будет складываться практика и как на нее посмотрит СИП и ВС РФ", - говорит Павел Катков.
Василий Шпак в рамках ЦИПР-2022 отметил, что поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие налоговые льготы для производителей электронной компонентной базы (ЭКБ), будут приняты до конца июля 2022 года. Он сообщил, что российские разработчики компонентой базы электронного оборудования получат больше возможностей для применения налоговых льгот, в том числе можно будет учитывать доходы от реализации ЭКБ, и в целом снизится пороговое значение доли по профильным доходам до 70%. Поправки предполагают снижение тарифа страховых взносов с 30,2% до 7,6%, ставки налога на прибыль - с 20% до 3%.
Координатор федерального проекта "Единой России" "Цифровая Россия", член комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин отметил, что внедрение отечественного программного обеспечения и электроники в цифровой инфраструктуре России – первоочередная задача, на решение которой сегодня направлены все законодательные инициативы в этой сфере. "Внесение этих изменений во вторую часть Налогового кодекса создаст дополнительные условия для развития отрасли информационных технологий за счет введения повышающего коэффициента к расходам на приобретение российского радиоэлектронного оборудования и российских программ для электронных вычислительных машин, а также инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в отношении затрат на внедрение таких программ и оборудования", - заявил Антон Немкин.
По словам аналитиков "Фридом Финанс", данная мера поддержки достаточно существенная, но посчитать ее в цифрах на данный момент сложно. "Если оценивать экономию по отдельным компаниям, то по словам Василия Шпака, поправки предполагают снижение тарифа страховых взносов с 30,2% до 7,6%, ставки налога на прибыль - с 20% до 3%. По нашему мнению, снижение суммы страховых взносов почти в четыре раза и налога на прибыль почти в семь раз является существенной поддержкой, и экономия будет достаточно внушительной. Особенно если учитывать то, что налоговые послабления предоставлены и потенциальным покупателям, что сможет увеличить спрос на отечественное ПО, электронику и ИТ-решения, а в конечном итоге увеличить доходы российских ИТ-компаний от продаж ПО и софта", - отмечают аналитики. По их мнению, коэффициент в 1,5 является высоким для снижения налоговой нагрузки, а значит предложенные меры будут достаточно действенными и уже через 2–3 года доля импортазамещенных ИТ-технологий и ПО в России сможет вырасти с 25% до 70–80%.
Сергей Курьянов считает, что с одной стороны, это существенная мера: речь идет о больших проектах создания отраслевых решений, в том числе программно-аппаратных, а с другой стороны, не понятно, как будет рассчитываться налогооблагаемая база, ведь предприятие-заказчик получает доходы вовсе не от ИТ-инвестиций, но в масштабах ИТ это большие ресурсы.
Ирина Приборкина