«Давайте дадим поручение Министерству связи и многократно упоминавшейся здесь Генеральной прокуратуре», — цитирует РИА РБК слова президента, сказанные в ходе обсуждения принципа переносимости номеров на заседании «открытого правительства». Глава ФАС Игорь Артемьев сравнил привязку мобильных номеров к операторам связи с «мобильным рабством».
MNP (принцип переносимости номеров) действует в Европе с 2008 года. В России его введение долгое время считали невозможным, несмотря на то что Госдума много раз инициировала введение соответствующих поправок в законодательство. Только в октябре 2011 года глава Минкомсвязи Игорь Щеголев официально заявил, что ведомство не видит смысла во введении принципа переносимости номеров. Он пояснял, что введение этой услуги может привести к повышению тарифов на связь. «Овчинка выделки не стоит», — говорил тогда он. Операторы оценивали свои расходы на внедрение MNP более чем в 400 млн долл. за три-четыре года.
Минкомсвязь отказалась оценивать инициативу Медведева — в пресс-службе ведомства пояснили, что пока никаких официальных поручений от президента не поступало. Председатель Союза LTE (в него входят операторы МТС , «ВымпелКом», «МегаФон» и «Ростелеком») Олег Малис не видит проблемы во введении принципа переносимости номеров. По его оценкам, эта задача не является для компаний с многомиллиардной капитализацией неподъемной. Затраты на введение такого принципа не превышают нескольких десятков миллионов долларов, говорит г-н Малис. С его подсчетами совпадает и оценка председателя Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрия Домбровского. Г-н Домбровский поясняет, что, если принцип будет введен, основными статьями расходов для операторов станут строительство новых каналов связи, подключение нового биллинга и новых ЦОДов и создание единой базы абонентов. Эксперт прогнозирует «расцвет программ лояльности сотовых операторов». «Им придется обращать больше внимания на потребности и лояльность абонентов, так как основной задачей мобильных компаний станет удержание абонента в своей сети», — говорит г-н Домбровский.
В «МегаФоне» считают инициативу «позитивной», поскольку это даст больше возможностей существующим и потенциальным абонентам. «При этом, по нашим данным, 93% абонентов «МегаФона» не планируют менять оператора», — отметили в пресс-службе компании. Но не все игроки мобильного рынка столь оптимистичны. В МТС, например, отмечают, что, по оценкам исследовательской компании РОМИР, на сегодня лишь около 2% абонентской базы потенциально заинтересованы в переносимости номеров. «Учитывая невысокую востребованность услуги, более целесообразно направить эти средства на развитие мобильной связи и Интернета в удаленных регионах России», — отмечают в пресс-службе МТС. В «ВымпелКоме» обращают внимание на то, что операторам потребуется решить ряд достаточно «непростых технологических вопросов», связанных с заменой IT-платформ.
Елизавета Серьгина