Согласно распоряжению Правительства, за это время должны быть разработаны правовые и организационные механизмы создания и ведения системы порталов государственных услуг. Эти ресурсы должны обеспечивать не только свободный доступ пользователям Интернета к информации о государственных услугах, но и взаимодействие получателей государственных услуг с предоставляющими их органами власти. Это относится и к использованию электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью.
"Поправки весьма здравые, - отмечает эксперт УК "Финам" Элина Юрина, - так как отсутствие обозначенных правовых механизмов в итоге может привести к затягиванию процесса реализации реформы. Все-таки соответствующие документы понадобятся, но лучше, если они будут иметься заранее".
В рамках административной реформы в 2008 г. должны быть созданы "пилотные" многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам. В 2010 г. такие центры должны работать во всех субъектах федерации. Планируется, что с их помощью все согласования, необходимые для предоставления услуг пользователям, (например, предоставление всевозможных выписок и справок) будут происходить без участия заявителя.
"Решение поставленной задачи может быть осуществлено посредством создания системы порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", - говорится в распоряжении Правительства.
Следующим этапом развития системы порталов государственных услуг должно стать обеспечение возможности электронного взаимодействия потребителей и органов власти с использованием электронной цифровой подписи при получении государственных услуг. Также в документе отмечено, что должна быть создана система центров обработки телефонных обращений.
"Сейчас результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти носят преимущественно внутриведомственный характер, - отмечается в документе, - единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде не сформирована, практически отсутствуют возможности для предоставления государственных услуг без непосредственного посещения государственного органа".
Проблема в том, что существующие государственные информационные системы формировались отдельными органами власти и содержащиеся в них сведения не доступны другим ведомствам для оперативного использования. Это приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией, а также многократному сбору и дублированию информации в разных системах. К тому же далеко не вся информация обновляется оперативно, и это приводит к еще большей путанице.
Создание общероссийского государственного информационного центра призвано решить эти проблемы. Согласно плану, переход к межведомственному информационному взаимодействию органов исполнительной власти с использованием общероссийского государственного информационного центра будет завершен в 2010 г.
"В целом, создание соответствующих правовых механизмов может занять от нескольких месяцев до года, - считает Элина Юрина. - Однако вполне вероятно, что чиновники постараются максимально ускорить этот процесс. Что касается организационных механизмов, то здесь все сложнее, так как могут потребоваться дополнительные бюджеты, а эти вопросы решаются у нас совсем не так быстро".