Единая маркировка электроники в РФ стартует с 1 марта

Минпромторг сообщил о завершении доработки проекта Постановления правительства о введении новой системы маркировки для электронных потребительских устройств в РФ. Обновленный текст готовящегося постановления еще не опубликован. Судить о его содержимом можно только из сторонних источников; один из них – публикация в издание “Ъ”.

Процесс внедрения новых меток планируется начать с 1 марта 2022 года. Эксперимент продлится до 31 января 2023 года. В этот период будут привлекаться компании только на правах добровольного участия.

Российских рынок уже отреагировал на предложение Минпромторга. Появление новых меток оценивается с недоумением большинством участников рынка. Его представителям непонятны цели, ради которых осуществляется внедрение. Ходит мнение, что это делается ради введения утилизационных сборов; возможно, они будут использованы для поддержки отечественного производителя.

По слухам, новые правила будут распространяться на производителей и импортеров товаров электронной промышленности. К их числу отнесены: смартфоны, ноутбуки, планшеты, электронные книги, видеокамеры и печатные платы – всего 26 категорий электронных товаров.

Разработка новой маркировки

Разработка новой национальной системы маркировки началась в РФ еще в 2017 году. Тогда было принято решение о необходимости введения по всей стране Единой системы маркировки товаров.

В декабре 2017 года было одобрено создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров в РФ. Ее правила были изложены в распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 №791-р. Этот закон определил базовые принципы в модели функционирования новой системы маркировки товаров средствами идентификации.

Новые базовые принципы предусматривают необходимость присвоения всем товарам, имеющим хождение на территории РФ, уникальных кодов для автоматической идентификации. Кроме этого, планируется создать Единый каталог товаров и ввести в эксплуатацию единую информационную систему маркировки, в которой будет храниться вся информация, создаваемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла любого товара.

В распоряжении Правительства не выделялись группы товаров, требующих новую маркировку. Предполагалось, что система будет распространяться на все без исключения товары.

В настоящее время маркировке на территории РФ уже подвергаются разные товары. Например, табачная продукция, обувь, лекарства. На каждую единицу товара требуется прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке, причем за каждую марку взимается плата. Обязанность по нанесению маркировки возлагается на производителя или импортера.

Вводимая в РФ новая система отчасти напоминает систему маркировки FPLA, существующую в США с ноября 1966 года. Она распространяется на любые товары, имеющие хождение на территории страны, И регламентируется Законом о справедливой упаковке и маркировке (Fair Packaging and Labeling Act). Согласно этому закону, большинство потребительских товаров в США обязаны иметь метку, указывающую: «название продукта»; «название и место деятельности производителя, упаковщика или дистрибьютора»; «вес нетто содержимого».

Порядок внедрения новой системы маркировки в РФ

В проекте указывается, что производители электроники, имеющей хождение на территории РФ, принимают участие в новой системе маркировки на добровольной основе. Для ее поддержки будет использоваться специальная информационная система, оператором которой станет «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ).

Как сообщает “Ъ”, несмотря на приближающийся срок начала эксперимента, в ЦРПТ еще не имеют утвержденного перечня товаров, на которые распространяется постановление Правительства. До сих пор также нет единого решения по методике расчета утилизационного сбора -  главного вопроса, который сейчас волнует участников рынка.

По слухам, разработчики проекта не ставят целью получения дохода государством с этого проекта. Главная цель – ввести единую по всей стране систему учета товаров, их хождения и использования. Поэтому «при выработке механизма <правительство> стремится избежать существенного влияния на цены», сообщает “Ъ”, ссылаясь на гендиректора АНО «Консорциум "Вычислительная техника"» Светлану Легостаеву.

В Минцифры комментируют этот проект иначе. С их точки зрения, «маркировка формирует правильные бизнес-практики, минимизирует вероятность оборота "серой" продукции».

Но с точкой зрения Минцифры не согласны многие представители отрасли. Например, представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов отмечает: «Электроника и бытовая техника - один из самых легальных сегментов, тут почти нет контрафакта: большинство изделий имеет серийный номер, а смартфоны и планшеты еще и IMEI». С его точки зрения дополнительная маркировка потребительской электроники является бесполезной и приведет только к появлению утильсбора и «росту себестоимости продукции».

Автор: Игорь Новиков.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование