К примеру, версия ситуационного центра нового образца от AT Consulting Восток (входит в Лигу Цифровой Экономики) представляет собой масштабную региональную многоуровневую master-систему, интегрированную с ГИС субъекта. Она обеспечивает сбор и анализ данных, контроль ключевых показателей цифровой трансформации, поддержку принятия управленческих решений, инструменты для ежедневной совместной работы менеджера по цифровой трансформации (CDTO) региона и их команд.
Также в системе организована работа с картами эффективности, мероприятиями в рамках цифровой трансформации, их проектным управлением. Можно отслеживать работу на соответствие НПА, выявлять точки роста и фиксировать риски. Таким образом, появляются инструменты контроля за всеми мероприятиями, каждое из которых привязано к определенному KPI.
"Существенный скачок в развитии решения и его кастомизация стали возможны при внедрении на Юге России. Благодаря вовлеченной в процессы цифровизации региона команде заказчика, решившей реализовать самые смелые идеи, появилась возможность многократно увеличить число пользователей системы, нарастить актуальную функциональность, причем с неограниченным количеством личных кабинетов", – говорит генеральный директор компании AT Consulting Восток Владимир Высоцкий. Решение от AT Consulting уже внедрено в Калмыкии, а работы идут в Амурской, Владимирской, Курской, Волгоградской, Калужской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесской Республике и Дагестане.
Как отметил министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков, толчок к развитию ситуационных центров дала пандемия: "В период начала распространения новой коронавирусной инфекции нормативно-правовыми актами были определены ключевые показатели, вносимые в информационные системы (ресурсы) регионального и федерального уровня. Группой контроля Ситуационного центра Губернатора Тульской области было организовано взаимодействие и координация деятельности министерства здравоохранения Тульской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области, органов исполнительной власти Тульской области по своевременному внесению синхронизированных сведений в информационные системы (ресурсы) регионального и федерального уровня в установленном порядке".
В пресс-службе ДИТ Москвы также считают пандемию и порожденные ей вызовы важным катализатором изменений, которые пришлось вносить в аналитические системы: "Уже несколько лет Москва использует различные методики работы с обезличенными данными, на которых построены все процессы управления городом. Такие инструменты дорабатываются под любую новую задач, что позволяет оперативно настраивать актуальные дашборды, карты и иные аналитические срезы. В период пандемии текущие управленческие модели и организационные структуры были оперативно адаптированы под новые тематики мониторинга, прогнозирования и реагирования. Оперативно были развернуты дополнительные мощности для рабочих мест, в том числе для работы в дистанционном режиме".
Руководитель управления департамента национальных проектов компании "Систематика" Григорий Воронцов отметил, что развитие региональных ситуационных центров происходило в основном за счет настройки новых предметных модулей в уже функционирующих информационно-аналитических системах (ИАС). Потребность развертывания программно-технических комплексов для оснащения помещений под ситуационные центры была выражена слабо.
При этом, как обращает внимание представитель "Систематики", заказчики стремятся к максимальной независимости от вендора: "Ключевая потребность региональных заказчиков – приобретение "вендоронезависимого инструментария". С учетом набирающей темпы цифровизации органов государственной власти заказчики испытывают потребность в инструментах, которыми они могут пользоваться в текущей деятельности самостоятельно, без привлечения вендора. Таким образом востребованным является функционал, обеспечивающий заказчика, простыми и удобными инструментами для структурирования и визуального представления различных оперативных данных в различных предметных областях".
Ярослав Раков также обращает внимание на то обстоятельство, что совершенствование работы ситуационного центра Тульской области проводилась собственными силами: "Организация сбора информации, разработка информационных панелей, координация действий различных служб и ведомств по вопросам борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, темпами вакцинации, текущей обстановкой в области реализованы в полном объеме в условиях тесного межведомственного информационного взаимодействия сотрудников правительства Тульской области, органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области без помощи разработчиков и иных сторонних исполнителей".
В части касающейся функционирования ИАС, по оценке Григория Воронцова, основная потребность заказчиков в регионах была выражена в мониторинге и анализе показателей региональных программ и их финансовой обеспеченности; показателей реализации национальных проектов; показателей исполнения по инвестиционным программам региона; показателей исполнения государственных контрактов по ключевым объектам строительства; сводных показателей социально-экономического развития регионов (торговля и платные услуги, рынок труда и уровень жизни населения, промышленное производство, индекс потребительских цен и т.д.). И, по его мнению, тенденции по развитию новых функций региональных ситуационных центров пока неочевидны.
"Вследствие отсутствия координирующей функции со стороны федерального центра, выраженной в продвижении единого подхода к формированию единообразного и централизованного механизма сбора и анализа данных в цифровом виде с уровня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (необходимых в т.ч. для исполнения стратегических задач) ситуационные центры губернаторов могут превратится просто в залы совещаний с защищенной видео- и телефонной связью. Горизонт развития ситуационных центров в настоящее время неочевиден", - говорит Григорий Воронцов.
Яков Шпунт