Сведения о проблемах, которые в последнее время стали испытывать корпоративные клиенты с подтверждением подлинности требуемых банками учредительных документов, содержатся на многочисленных интернет-форумах. Суть в том, что банки стали требовать от юрлиц нотариально заверенные копии документов. Просто устав (хранящийся у компании оригинал) с отметкой налоговой инспекции, как раньше, с недавних пор многих банкиров не устраивает. В частности, как рассказал "Ъ" управляющий партнер компании "Гранкин, Тарасенко и партнеры" Алексей Гранкин, "Нордеа-банк запросил у нашего клиента нотариально заверенную копию устава". По словам господина Гранкина, сомнения в подлинности вызвал, как ни парадоксально, штамп налоговой инспекции на уставе. Вопреки принятой практике, он содержал фразу: "Оригинал документа хранится в регистрирующем (налоговом) органе" (обычно на штампе указано "экземпляр" или не указано ничего). В Нордеа-банке подтвердили эти сведения. По словам предправления банка Михаила Полякова, нотариальное заверение "является определенной гарантией".
О точно таких же проблемах рассказывают на форумах клиенты Райффайзенбанка, МКБ, Сбербанка. "Формулировка на штампе "Оригинал хранится..." говорит о том, что перед нами копия. Для досье клиента банку нужна копия оригинала. Снимать копию с копии мы не можем",— пояснила член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко. В МКБ также сообщили, что нотариальное заверение требуется именно при отметке в штампе "Оригинал документа хранится...". Такой же позиции придерживаются в Сбербанке. Более того, как показал опрос крупнейших банков, проведенный "Ъ", новая формулировка на штампе налоговой на учредительных документах клиентов может смутить многих: вопрос — копия или оригинал — очень актуален. "Устав не должен иметь отметку "Копия". Если регистрирующим органом на экземпляре устава клиента проставлена такая отметка, требуется нотариальное заверение",— говорит вице-президент, директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы Андрей Возмилов. В Альфа-банке занимают аналогичную позицию. "Нам нужен подлинник хотя бы для ознакомления",— сообщили и в пресс-службе ВТБ.
Новелла здесь не в поведении банков. Они исполняют требования ЦБ, и они, как указывают в самом ЦБ, не менялись. В банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные нотариально либо самим клиентом, но опять же при предоставлении оригинала для проверки соответствия ему копии, пояснил вице-президент, заместитель директора департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Спартак Солонин. Единственное, что изменилось,— штамп налоговиков. Именно это теперь выливается для банковских клиентов в неудобства и затраты, в основном временные (материальные невысоки). По словам банкиров, устав может потребоваться в случаях наступления любых договорных отношений клиента с банком, таких как кредиты, депозиты, счета, аренда сейфа, приобретение векселей банка либо изменение устава самим клиентом.
Интересно, что причиной смены штампов налоговых инспекций стала крайне полезная новация — возможность подавать документы на регистрацию в налоговую в электронном виде, предоставленная недавно законом о госрегистрации юрлиц и предпринимателей. Как пояснили "Ъ" представители нескольких налоговых инспекций, в этом случае неясно, что является оригиналом устава, разъяснений ФНС по этому поводу нет, образец отметки не утвержден, поэтому отдельные инспекции приняли решение сменить формулировку на штампе на "Оригинал хранится...". В ФНС подтвердили, что пока образец отметки налоговой на уставе не установлен, это еще только предстоит сделать. Но в налоговом ведомстве настаивают, что "экземпляр устава, выдаваемый компании после регистрации, и является оригиналом вне зависимости от формулировки в штампе". Впрочем, банки это пока не убеждает.
Пока власти не определятся с формулировками, у клиентов банков три варианта: получать нотариальное заверение, менять банк или судиться с ним. Наиболее распространенные варианты действий не в пользу банков. "Клиент, скорее всего, выиграет дело",— считает юрист СДМ-банка Александр Голубев. "Своим клиентам я говорю: это не тот случай, чтобы воевать с банком. Проще его сменить, благо банков, не требующих нотариальных копий, предостаточно",— говорит президент Центра налоговых экспертиз и аудита Михаил Мухин.
Вероника Горячева