Напомним, что некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС») было создано в мае 2012 года с целью создания благоприятных условий для коммерциализации услуг на базе отечественной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС . Для этого партнерство объединило ведущего интегратора навигационных решений «НИС ГЛОНАСС», телекоммуникационных операторов (МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Ростелеком», «Сумма Телеком»), обладающих необходимой инфраструктурой по всей России, а также сервисные компании (ГК «Транзас», ГК «Цезарь Сателлит», «Яндекс»). В мае 2012 года НП «ГЛОНАСС» было определено федеральным сетевым оператором в сфере навигационной̆ деятельности, а в сентябре того же года - и единственным исполнителем работ по проекту создания государственной автоматизированной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» создается в целях сохранения жизни и здоровья пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и иных ЧС на автомобильных дорогах страны. Это достигается сокращением, в среднем, на 30 % времени реагирования на происшествие экстренных оперативных служб: МВД, МЧС, скорой помощи, за счет использования современных возможностей навигационных, телекоммуникационных и информационных технологий. Для этого создается наземная навигационно-информационная инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС», охватывающая все автомобильные дороги страны, а автомобиль (на конвейере или в сертифицированном сервисном центре) оборудуется навигационно-связным терминалом ГЛОНАСС/GPS. При аварии терминал автоматически определяет и в режиме приоритизации вызова передает оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС» информацию о точных координатах, времени и тяжести ДТП, которая после проверки поступает в экстренные оперативные службы/систему 112. Водитель и пассажиры имеют возможность связаться с оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и в ручном режиме – нажатием специальной кнопки. Для обеспечения работоспособности системы зарезервированы специальные телефонные DEF-коды 941-949, которые будут использоваться для связи «черных ящиков» с экстренными центрами при аварии.
Текущий статус создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
Государственная услуга системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет бесплатной на все время эксплуатации автомобиля, оборудованного терминалом. Система использует единые протоколы информационного обмена и картографию, а также имеет возможность присоединения государственных, региональных и коммерческих навигационно-информационных систем различного назначения. Разработанные технические решения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяют интегрироваться не только с системой-112, но и с информационными системами МЧС и МВД. Стоит также отметить, что изначально проект «ЭРА-ГЛОНАСС» создавался с учетом совместимости с аналогичным европейским проектом eCall, который охватывает в отличие от российского проекта лишь легковые автомобили и грузовики массой до 3,5 т (категории M1/N1), запуск которого ожидается в 2015 году. В рамках пилотных внедрений eCall – проекта HeERO на территории Финляндии и пилота «ЭРА-ГЛОНАСС» в Ленинградской области в январе 2012 года было проведено успешное тестирование терминалов, подтвердившее совместимость двух систем. В то же время, на базе апробированных решений и терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» могут создаваться национальные системы экстренного реагирования при авариях других государств. В частности, сегодня это уже происходит в Белоруссии (проект «ЭРА-РБ») и Казахстане (проект «ЭВАК») на основе общего Технического регламента Таможенного союза, единых технических решений и оборудования ГЛОНАСС/GPS.
Создание государственных навигационно-информационных систем является мировым трендом
Суть европейского проекта eCall практически идентична отечественной системе, когда специализированные M2M-модули, интегрированные в автомобильные системы, позволяют по сигналу со спутника определять точные координаты, а, при необходимости, отправлять эту информацию по каналам сотовой связи в запрограммированном направлении. В случае аварии, eCall может быть включен вручную или активироваться автоматически, получив сигнал от внутренних сенсоров автомобиля (сотовое голосовое соединение Е112 устанавливается автоматически). Однако, несмотря на идентичные протоколы обмена данными и соответствие одним и тем же международным стандартам, проекты eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС» все же отличаются. Во-первых, как уже отмечалось выше, терминалами eCall будут оснащаться лишь новые легковые автомобили и легкие грузовики массой до 3,5 т (категории ТС M1/N1). Терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» подлежат оснащению ТС всех категорий М (в т.ч. пассажирский автотранспорт) и N (в т.ч. большегрузные автомобили, с чем связана реализация проекта системы платности пользования дорогами, - т.н. «12-ти тонники»). Кроме того, в российской системе обязательным является использование навигационных сигналов ГЛОНАСС (в eCall – GPS, реализация собственной европейской ГНСС Galileo пока откладывается), а также будет возможность установки «черных ящиков» в подержанные автомобили и их модернизации/добавления сервисов.
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов (слева) и президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко
Что касается терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС», то их массовое производство как российскими так и зарубежными компаниями начнется уже со 2 кв. 2014 года, а цена их составит не более 3 тыс. рублей. Изначально терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» будут автоматически определять координаты и время ДТП по сигналам ГЛОНАСС/GPS, оценивать тяжесть ДТП, а также проводить запись профиля ускорения. Соответственно, при аварии они будут автоматически передавать данные оператору по основному (голос) и резервному каналу (SMS). Терминалы будут проводить самотестирование, их можно будет устанавливать в сервисных центрах, причем как на новые, так и подержанные автомобили. Обязательность установки терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» на новые модели автомобилей, продаваемых в России, вводится с октября 2014 года, а на все продаваемые автомобили – с 2017 года.
График обязательного оснащения ТС в РФ терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС»
Обоснованность внедрения европейского проекта eCall основывается на расчетах, согласно которым оборудование всех ТС «черными ящиками» приведет к сокращению времени прибытия помощи на 50 % в сельской местности и на 40 % в городах, что даст экономию на ликвидацию последствий аварий в размере 20 млрд Евро в год. По словам же г-на Гурко, при бюджете на создание системы в 3,9 млрд рублей, экономический эффект от запуска проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» к 2020 году составит 66,1 млрд рублей. Достигнуто это будет как из расчета снижения аварийности, спасения тысяч человеческих жизней, а также исходя из общей коммерциализации услуг на базе системы ГЛОНАСС, в том числе в рамках платных опций для терминалов. К примеру, по словам президента НП «ГЛОНАСС» Александра Гурко, в настоящее время в двух пилотных регионах ведется тестирования высокоточной навигации (Башкирия и Ленинградская область), - с ее помощью терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» смогут с суб-сантиметровой точностью записывать и проводить трехмерную реконструкцию аварий. В бесплатный функционал терминалов это не войдет, это будет уже в рамках дополнительных платных опций от сервис-партнеров.
Возможные варианты расширения базового функционала терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» за счет дополнительных платных сервисов
По словам заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова, вся необходимая инфраструктура во всех российских регионов будет создана и протестирована к 25 октября, а опытно-промышленная эксплуатация системы начнется в декабре 2013 года. В целом, федеральная инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет включать в себя: 1 навигационно-информационный центр (НИЦ) 1-го уровня в Москве, 7 НИЦ 2-го уровня (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск) и 72 региональных коммутационных узлов (РКУ). В настоящий момент создано - 1 НИЦ 1-го уровня, 4 НИЦ 2-го уровня и 13 РКУ, завершается работа над 3 НИЦ 2-го уровня и 59 РКУ. В работе над проектом «ЭРА-ГЛОНАСС» активно участвуют практически все члены некоммерческого партнерства. Так, «Ростелеком» и «МегаФон» отвечают за площадки для системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», «ВымпелКом» и «МТС» обеспечивают функционирование резервных каналов связи, а ГК «Цезарь Сателлит» - тестирование опытных образцов терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, г-н Гурко также уточнил, что в рамках более широкой кооперации, навигационно-информационная платформа разрабатывается компанией Luxoft (подразделение ibs ), а интеграцию осуществляют компании «Техносерв » и «Энвижн Груп». В целом, по его словам, в проектировании и создании системы участвуют около 30 компаний.
Директор инновационного центра «Ростелеком» Павел Ройтберг
Присутствующий на пресс-конференции директор инновационного центра «Ростелеком» Павел Ройтберг в частности рассказал, что компания принимает активное участие в проекте «ЭРА-ГЛОНАСС», предоставляя инфраструктуру каналов связи и площадки для размещения региональных сегментов в 48 субъектах РФ, а также услуги IP VPN. Впоследствии после запуска системы в промышленную эксплуатацию с 2015 года «Ростелеком» начнет использование собственного колл-центра, а также будет принимать активное участие в поддержке системы, учитывая накопленный богатый опыт в создании и обслуживании подобных распределенных систем федерального масштаба (ГАС «Выборы», системы электронного правительства СМЭВ и ЕСИА). Кроме того, г-н Ройтберг также отметил, что в настоящее время «Ростелеком» создает типовое техническое решение для интеграции систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и 112, что ускорит процесс оказания помощи при аварии, и не потребует регистрации заявки в двух системах. По его словам, в сентябре 2013 года началось тестовое сопряжение и подготовка к постоянной эксплуатации системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с системой-112 и системой управления мобильными нарядами (далее – СУМН) МВД России. Тестовое сопряжение с системой-112 успешно проведено в 3 регионах – Казань, Астрахань и Курск. В ближайшее время аналогичные испытания будут проведены в Краснодаре и Туле. Кроме того в 4 регионах состоялись успешные испытания по сопряжению системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с СУМН МВД России – Новосибирск, Уфа, Ростов-на-Дону, Казань. А 4 октября прошли испытания в Краснодаре.