Компания Facebook в четверг, 22 октября, объявила о расширении поиска по публикациям в социальной сети на все 2 трлн постов. Таким образом, соцсеть сделала значительный шаг в направлении перехвата доминирующего положения Google в области поиска по новостям, поскольку это позволит существенно дольше удерживать пользователей в интерфейсе социальной сети и ее мобильных приложениях.
Пока функция работает в тестовом режиме и доступна только англоязычным пользователям США.
Но Facebook далеко не единственная интернет-компания, за последнее время запускающая многие функции в тестовом режиме. Ряд нововведений также появился у Apple, Twitter, YouTube и Instagram.
Многие эксперты уже успели отметить, что большинство из этих функций не найдут своего применения и не будут востребованы пользователями.
Тем не менее главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает иначе. «С тем, что многие из запускаемых крупнейшими сервисами функций не нужны, я бы не согласился, — рассказал он «Газете.Ru». — Все зависит от того, как и кто ими будет пользоваться. В частности, я вижу много перспектив у расширившегося поиска Facebook».
Эксперт видит два аспекта развития поисковой платформы соцсети: функционал использования сервиса сторонними разработчиками (API) и внутренние задачи компании. Если социальная сеть предоставит сторонним разработчикам API для создания разных продуктов по анализу пользовательских размещений, то это «золотая жила» для рынка.
«Сейчас нечто подобное происходит и с Twitter. Что касается внутренних задач Facebook, то поисковая система — это вывод на рынок внутреннего продукта социальной сети, который, как стало известно в прошлом году, активно используется для анализа контента и поведения пользователей и проведения различных экспериментов», — отмечает эксперт.
В Facebook работает целое научное подразделение Big Data. Вывод этого продукта в ограниченное тестирование на публике — это очередной эксперимент.
«Конкуренты Facebook также экспериментируют. Так, новостные платформы Twitter, Apple и др. выглядят бесполезными, но мы никогда не знаем, что будет популярно, — говорит Казарян. — Например, сервис лайв-стриминга Periscope был нужен, чтобы противопоставить что-то Meerkat, но сама идея развивать пользовательский сервис видеотрансляций не кажется здравой, если вы не YouTube. Тем не менее у ограниченной аудитории этот сервис снискал популярность, как и тот же Vine».
Эксперт считает, что для развития этих функций и увеличения их популярности у массовой аудитории было бы идеально дать доступ к сервисам сторонним программистам, но крупные компании, наоборот, идут по пути урезания функционала для разработчиков, а их удачные находки стараются сразу скопировать, при этом не всегда удачно.
«Надо понимать, что Facebook и его конкуренты — это крупные компании, решения в которых принимаются долго, и возможности по проведению экспериментов для них сильно ограниченны, — говорит Казарян. — При этом мало кто понимает, какая функция будет популярна, поэтому проверка гипотез за счет стартапов крайне важна. У крупных интернет-компаний сегодня наблюдаются явные проблемы с инновациями, так как они все сильнее отгораживаются от внешнего рынка».
Помимо глобального поиска социальная сеть за последний месяц добавила еще пару интересных функций.
В начале октября сеть Facebook объявила о расширении функций кнопки «лайк». Теперь пользователь сможет оценить запись не только «пальцем вверх», но и выразить свое отношение к посту с помощью одной из кнопок-эмоций.
Нововведение получило название Reactions и пока находится в тестовом доступе для жителей Испании и Ирландии. Reactions позволит откликнуться кнопками, выражающими смех, удивление, умиление, печаль и злость. Однако пресловутый «дислайк» все-таки не появится, и на это есть ряд причин. Против «дислайка» выступают рекламодатели, поскольку в таком случае их посты просто-напросто будут заминусованы.
Еще один сервис Instant Articles позволит новостным интернет-изданиям загружать новостной контент «в десять раз быстрее» и располагать материалы непосредственно на серверах компании. Подобные посты в ленте приложения Facebook будут отмечаться молнией. Пока функция доступна в приложении для iOS.
Instagram, принадлежащий Facebook, также порадовал своих юзеров. Наконец у пользователей появилась возможность загружать фотографии портретной и альбомной ориентации, не обрезанные до квадратной формы. Кроме того, в социальной сети расширились возможности личных сообщений (Direct), позволяющих делиться фото- и видеосообщениями. А в четверг, 22 октября, Instagram объявил о выходе нового приложения Boomerang, которое позволит загружать оригинальные зацикленные GIF-анимации длиной в одну секунду.
Тем не менее не только Facebook работает над расширением функциональности.
С приходом Джека Дорси на пост главы Twitter социальная сеть также начала почти лихорадочно добавлять новые возможности для пользователей. Теперь с появлением функции Moments («Моменты») пользователь сможет выбрать определенное событие и отслеживать его, получая уведомления о ходе развития. Однако пока сервис недоступен по всему миру, Moments находятся на стадии тестирования в США.
Следующим важным нововведением стало появление опросов. В скором времени каждый пользователь сможет создать анонимный опрос из двух вариантов ответа. Через 24 часа он завершится, и каждый участник получит уведомление с окончательными результатами.
От конкурентов, активно расширяющих возможности собственных сервисов, не могла отставать и Google.
Теперь принадлежащий компании самый популярный видеохостинг YouTube вводит платную подписку.
За $9,99 пользователь становится участником YouTube Red. Помимо избавления от рекламы это позволит сохранять понравившиеся видео и смотреть их позже даже без доступа к интернету. Кроме того, каждому подписчику YouTube Red автоматически будет открыт доступ к Google Play Music.
Очевидно, что крупнейшие интернет-компании вступили на тропу войны.
В гонке за популярностью они стали все смелее вводить новые возможности. Теперь, чтобы не отставать от конкурентов, некоторые компании смело заявляют о новой функции, однако вводят ее только в тестовом регионе. В случае успеха функции становятся общедоступными, в случае провала, что маловероятно, от них можно безболезненно отказаться.
Как бы то ни было, в конечном счете любая конкуренция положительно сказывается на потребителях. Так что подобная «война функциональности» окажется только на руку простому пользователю.
Алексей Короткин, Дмитрий Шестоперов