По данным Comscore, проникновение социальных сетей в России выросло за 2010 год на 21,5 процентного пункта, за ней сразу идет Германия с показателем 16,6 процентного пункта. Первое место по проникновению социальных сетей в Европе среди пользователей интернета удерживает Турция с показателем 92,2%, второе — Польша (90,6%), третья — Великобритания (87,9%). Россия находится на десятом месте с показателем 83,4%. При этом среднеевропейский уровень составляет 84,4% пользователей социальных сетей от общей аудитории интернета.
К концу 2010 года Facebook был самой популярной социальной сетью в 15 из 18 европейских стран. Исключение составили только Нидерланды, Польша и Россия. В этих государствах ключевую роль играют локальные социальные сети. В частности, в Нидерландах Facebook уступает сети Hyves, а в Польше — сети Nasza-klasa.pl. В России Facebook обладает самым малым проникновением в Европе — 18,8% от всех пользователей интернета в стране. Глобальная социальная сеть уступает в России по аудитории "В контакте" (32,49% принадлежит Mail.ru Group, остальное — основателям), "Одноклассники" (Mail.ru Group) и "Мой мир" (Mail.ru Group). Лидеры по популярности Facebook в Европе — Турция (90,4%) и Финляндия (81,2%).
По данным Comscore на февраль 2011 года, крупнейшей интернет-компанией в России по охвату аудитории является Mail.ru Group (37,9 млн человек, охват 82,3% аудитории интернета), затем идут "Яндекс" (37,7 млн, 81,7%), "В контакте" (33 млн, 71,5%), Google (29,7 млн, 64,5%), РБК (18,9 млн, 41%).
Председатель правления IMHO VI Арсен Ревазов считает, что в ближайшие год-два лидерство Facebook на российском рынке — недостижимая задача. "Люди привыкли к "Одноклассникам" и "В контакте". В последней социальной сети много контента, который привлекает аудиторию и которого нет в Facebook",— отмечает господин Ревазов.
Эксперт "Финама" Леонид Делицын соглашается с тем, что локальные социальные сети в России удовлетворяют потребности населения в общении. "Не исключено, что Facebook останется нишевым проектом в России. Но при этом его аудиторию можно назвать элитной — той, которая наиболее платежеспособна и поэтому наиболее интересна рекламодателям",— говорит господин Делицын. По его словам, причина низкой популярности Facebook в России заключается в том, что наша страна менее интегрирована в Европу, это сказывается и на количестве друзей за рубежом, с которыми нужно поддерживать контакт.
Гендиректор iContext Мария Черницкая также не видит больших перспектив у Facebook в России. "Она просто не ориентирована на Россию. По субъективным ощущениям, "В контакте" лучше удовлетворяет потребности в общении",— считает госпожа Черницкая. По ее словам, несмотря на то, что у Facebook привлекательная аудитория, в ближайшее время социальная сеть не станет серьезным игроком на российском рекламном рынке.
Александр Малахов