РБК ознакомился с полным текстом постановления мирового судьи Таганского района Москвы, в соответствии с которым 24 декабря 2021 года на американскую Google LLC был наложен оборотный штраф 7,22 млрд руб. Административное правонарушение Google заключается в том, что компания повторно не ограничила доступ к контенту, который ранее уже был признан противоправным.
В документе в соответствии с практикой мировых и районных судов удалены все персональные данные и конкретные даты, но мотивировочная часть, тем не менее, позволяет сделать вывод о доходах Google в России.
Размер наложенного на Google административного штрафа в соответствии с ч. 5 ст. 14.31 КоАП РФ составил 1/20 совокупного дохода Google и его аффилированных лиц за один календарный год (какой именно, не указано), предшествующий году, в котором было совершено правонарушение, следует из текста постановления. Это минимальный размер штрафа, предусмотренный ч. 5 ст. 14.31 КоАП РФ для юридического лица (максимальный — 1/10 совокупного дохода). Таким образом, при публично озвученных 7,22 млрд руб. штрафа совокупный доход Google в России должен составлять 144,4 млрд руб.
Это подтверждается и приведенными в тексте постановления цифрами: суд запросил межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7, и она предоставила сведения об итоговой стоимости услуг всех входящих в группу Google юрлиц за оказанные услуги (с учетом уплаченного налога). ФНС, как следует из текста, располагает информацией о доходах пяти юрлиц (их названия в тексте не приводятся). При этом приводятся четыре конкретные суммы: 40,6 млн, 49,2 млрд, 95,2 млрд и 398,6 тыс. руб. В сумме это те же 144,4 млрд руб.
За какой период получен этот доход, в тексте постановления не уточняется.
Штраф «с большой вероятностью» рассчитан из оборота компании за 2020 год, считает партнер адвокатского бюро «А-ПРО» Антон Воробьев. «Дело было рассмотрено судом чуть больше чем за месяц — в декабре 2021 года, а срок давности привлечения к административной ответственности по данному правонарушению составляет три месяца со дня совершения правонарушения, — объясняет юрист. — В этом случае имеют значения лишь даты повторного правонарушения. Статья 13.41 введена в КоАП и начала действовать лишь в 2021 году, не имеет обратной силы, а значит, и о каких-либо выявленных ранее повторных правонарушениях речь идти не должна».
В России у Google есть только одно юрлицо — ООО «Гугл». Оно, как указано в его отчетности, осуществляет два вида деятельности: «реализацию рекламных услуг через сеть Интернет» и «оказание маркетинговых и сопутствующих услуг». При этом Роскомнадзор считает, что у Google, несмотря на наличие ООО «Гугл», в России нет полноценного представительства, как того требует принятый в прошлом году закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории РФ». Поэтому Google, чтобы на его сервисы не были наложены предусмотренные законом ограничения, должна «приземлиться» в России.
Выручка ООО «Гугл» в 2020 году составила почти 85,6 млрд руб. (без НДС), что почти в полтора раза ниже, чем заявленный налоговиками совокупный доход Google в России. В своей работе ФНС автоматически обменивается финансовой информацией с 79 государствами, среди которых и Ирландия, поэтому может располагать сведениями о доходах и их источниках европейского хаба Google, если российские партнеры сотрудничают с ним напрямую.
«Яндекс», основной конкурент Google в России, заработал в 2020 году 218,3 млрд руб. Это на 51% больше заявленного совокупного дохода Google в России. Большую часть выручки «Яндексу» обеспечивает продажа интернет-рекламы — в 2020 году это были 126,4 млрд руб.
В отсутствие достоверной информации о заработках Google в России было принято считать, что на рекламном рынке доля Google в разы меньше, чем «Яндекса». Если последний занимает 50% всего сегмента интернет-рекламы, Mail.ru Group (сейчас VK) — 15%, то у Google — это примерно — 10–12%, оценивал весной 2021 года директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group Сергей Ефимов.
Глобальная выручка холдинга Alphabet, владельца Google, в 2020 году составила $182,5 млрд, что почти на 13% больше, чем в 2019-м. Если заявленные 144,4 млрд руб. относятся также к 2020 году, то в том году доходы в России ($2 млрд по среднему курсу ЦБ) составили лишь 1,1% всей глобальной выручки.
Основную часть выручки — $168,6 млрд — Alphabet приносят непосредственно сервисы Google: операционная система Android, магазин приложений Google Play, браузер Chrome, видеохостинг YouTube, почта Gmail, карты Google Maps, а также специализированные Google Drive, Google Photos и Search. Основной источник монетизации — реклама, она обеспечила $146,9 млрд, или 80,5% всей выручки. Причем реклама в YouTube принесла лишь $19,7 млрд.
Помимо основных сервисов еще $13 млрд приносят облачные хранилища Google Cloud.
Евгения Стогова