Минтранс разработал проект положения о ГИС ЭПД. С 2024 г. применение цифровой транспортной накладной может стать обязательным. По задумке авторов документа, переход на электронный документооборот сделает рынок более прозрачным и сократит издержки бизнеса.
Пресс-служба Минтранса сообщила, что оператором ГИС ЭПД определен Минтранс. "Разработчиком является ФГУП "ЗащитаИнфоТранс". Система разрабатывалась и продолжает совершенствоваться во взаимодействии с Минцифры, ФНС, МВД и Ространснадзором", - сообщили представители ведомства.
По их словам, переход на электронный документооборот на автотранспорте позволит ускорить обмен первичными документами с заказчиками и сократить связанные с этим сроки оплаты услуг, снизить издержки при осуществлении перевозок, уменьшить показатели простоя, повысить эффективность бизнес-процессов, устранить барьеры для электронного обмена данными между хозяйствующими субъектами и контрольно-надзорными органами. "Для федеральных органов исполнительной власти ГИС ЭПД обеспечивает доступ к данным о перевозке. Переход на электронный документооборот стартовал с самого масштабного по числу участников сегмента - с грузового автомобильного транспорта", - отметили они.
С 1 сентября 2022 г. в ГИС ЭПД можно оформить электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд.
С 1 марта 2023 г., по словам представителей Минтранса, планируется, что в ГИС ЭПД можно будет оформить электронный путевой лист, электронный заказ и электронный договор фрахтования. "Это позволит пассажирскому автомобильному транспорту перейти на электронный документооборот с использованием ГИС ЭПД. Электронный документооборот на транспорте меняет саму модель работы компании. Прежде всего ускоряются взаиморасчеты. По оценкам представителей бизнеса, сокращение срока расчетов будет как минимум двукратным, исходя из оценочного среднего времени на доставку бумажных первичных документов", - отмечают представители ведомства.
По их словам, для компаний упрощаются проверки, обеспечивается безбумажное взаимодействие с ФОИВ, а проверки на дороге также проводятся в электронном виде - с помощью QR-кодов. "Разработка и внедрение ГИС ЭПД - это ответ на запрос бизнеса. Часть крупных компаний использовала электронные транспортные накладные для обмена с партнерами на уровне B2B-сегмента. При этом возможности и права обмена юридически значимыми электронными перевозочными документами с ФОИВ или с контрольно-надзорными органами до введения ГИС ЭПД у этих компаний не было. Наличие корпоративных систем не исключало необходимости предоставлять бумажные документы для проверки контрольно-надзорными органами. Таким образом, это стало одной из предпосылок введения единых стандартов по формированию и передаче электронных перевозочных документов", - рассказали представители пресс-службы Минтранса.
Они напомнили, что эксперимент по переводу перевозочных документов в электронный вид стартовал три года назад. "Его проводил Минтранс при поддержке Минцифры, ФНС и МВД. В нем участвовали крупнейшие транспортные и логистические компании в нескольких регионах России. При создании системы необходимо было подключить к процессу сразу несколько федеральных органов власти и их информационные системы, учесть опыт работы бизнеса при создании новых форматов информационного взаимодействия. Потребовалось изменить законодательство - только на первом этапе были приняты федеральный закон и ряд подзаконных актов. В итоге создать и запустить крупную межведомственную систему удалось всего за полтора года", - рассказали представители ведомства.
Они сообщили, что на площадке ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" создана и работает на постоянной основе рабочая группа с крупнейшими операторами ЭДО при участии Минтранса, Минцифры, ФНС и МВД. "Продолжается работа, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы в рамках развития ГИС ЭПД. Система сейчас работает на добровольной основе. Она не исключает возможности использования участниками рынка бумажных документов. Участники рынка подключаются к ГИС ЭПД через операторов, которые обеспечивают формирование юридически значимых документов и передачу их в систему. Сейчас в перечень операторов включены девять компаний. Условия перехода на электронный документооборот для каждой компании будут разными в зависимости от масштаба деятельности, особенностей бизнес-процессов и других показателей", - сообщили представители Минтранса.
Руководитель комитета по транспортной логистике "Деловой России", заместитель директора ПЭК Вадим Филатов отмечает, что на рынке грузоперевозок усиливается демпинг после того, как часть перевозчиков переориентировались с международного направления на внутрироссийское. "Компании занижают тарифы за счет оптимизации налоговых платежей и сборов, что создает условия недобросовестной конкуренции. Еще одна проблема - убытки из-за хищений грузов. Более чем в 1 млрд руб. ежегодно оценивается сумма официально подтвержденного ущерба, по данным сервиса мониторинга "Импакт". Переход на электронные перевозочные документы поможет повысить прозрачность отрасли и безопасность грузоперевозок. Поэтому развитие ФГИС "Электронные перевозочные документы" необходимо для рынка в новых реалиях", - считает он.
По его словам, обмен документами на электронной платформе повышает скорость оформления. "По нашим расчетам, время обработки и передачи одной транспортной накладной в электронной форме сократится на 20 минут. Для примера, за один день перевозчик "Авто-ПЭК" подписывает сотни таких транспортных накладных. Помимо сокращения объема ручного труда, переход на ЭДО в грузоперевозках минимизирует ошибки, все разделы накладной в ИT-системе будут заполняться автоматически", - говорит Вадим Филатов.
Кроме того, он считает, что переход на электронные перевозочные документы поможет сократить срок оплаты перевозки. "При бумажном оформлении, как только груз доставлен, транспортная компания отправляет накладную в бухгалтерию грузоотправителя, и только после получения оригинала за подписями всех участников перевозка может быть оплачена. Иногда ожидать оплату приходится 25-30 дней. Кассовые разрывы возникают регулярно, из-за этого транспортники часто привлекают кредитные средства в оборот, чтобы продолжать выплачивать зарплаты, обслуживать технику - поддерживать работу, пока ожидают оплату", - объясняет Вадим Филатов.
По его словам, если обмен документами происходит в электронной форме, отправитель визирует накладную в течение нескольких минут после завершения перевозки, и можно выставлять счет, следовательно, срок оплаты сокращается как минимум в два раза.
Руководитель по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК "Деловые Линии" Евгений Уткин отмечает, что процесс цифровизации перевозочных документов является трендом последних двух лет. "Он позволит сделать грузоперевозки более прозрачными и контролируемыми государством. Основной предпосылкой является необходимость выявления недобросовестных перевозчиков на рынке грузоперевозок. Введение электронной накладной полностью не решит вопрос борьбы с серыми перевозчиками. Но это будет очередной шаг по уменьшению их количества. И в будущем транспортным компаниям, которые не соблюдают законодательство, будет сложнее оказывать свои услуги. Таким образом, электронная накладная вынудит большую часть перевозчиков легализовать свой бизнес", - считает Евгений Уткин.
Ирина Приборкина