Вчера, открывая заседание коллегии Роскосмоса, Сергей Иванов заявил: "Далеко не так, как хотелось бы, реализуются коммерческие возможности системы ГЛОНАСС. Мы сегодня мало что можем предложить как отечественному, так и зарубежному рынку навигационный услуг". Вице-премьер посетовал, что развитие орбитальной группировки космических аппаратов, наземного комплекса управления и оснащения потребителей навигационной аппаратурой несбалансированно, а управление системой ГЛОНАСС и координация деятельности госзаказчиков при ее реализации - неэффективны.
Претензии Иванова адресованы двум ведомствам – Минэкономразвития и Роскартографии: "Минэкономразвития РФ и Роскартографии необходимо на законодательном уровне заняться наземным обеспечением в космической группировке ГЛОНАСС в плане создания современных карт и наземных приемников ГЛОНАСС".
Участники рынка признают, что производство принимающих устройств сигнала ГЛОНАСС в промышленных масштабах не налажено – хотя некоторые производители (например, "М2М-телематика") изготавливают ГЛОНАСС-приемники, но в ограниченных масштабах для отдельных заказчиков. "У нас спутниковая система готова – сигнал полностью покрывает территорию России 24 часа в сутки. Дело за промышленностью – когда будут готовы приемники", - пояснил руководитель пресс-службы ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" ("РНИИ КП") Александр Зубахин. Это предприятие занимается развитием космического сегмента системы ГЛОНАСС и сейчас, по словам Зубахина, разрабатывает новый космический аппарат ГЛОНАСС-К, который придет на смену существующим ГЛОНАСС-М.
"Формально работа продолжается, но мы согласны, что развитие приемников и карт идет меньшими темпами, чем хотелось бы навигационному сообществу, - соглашается исполнительный директор некоммерческой Ассоциации "ГЛОНАСС-форум" Владимир Климов. – Главная сложность в том, что не хватает коммерческих денег для разработки чипсетов – государство дает средства, но их недостаточно".
Анна Афанасьева