"Фри Сити" была учреждена в октябре 2016 года предпринимателем Игорем Суриковым, спустя полгода 30% в ООО получил венчурный инвестор Александр Бородич. Городские перевозчики обратили внимание на "Фри Сити" после того, как компания в конце прошлого года в партнерстве с АО "МаксимаТелеком" запустила Wi-Fi на 200 автобусах коммерческого перевозчика АО "Третий парк", хотя он за эту услугу ничего не заплатил. "Фри Сити" инвестировал собственные средства в оборудование, а "МаксимаТелеком" позволит их окупить за счет монетизации бесплатного Wi-Fi по рекламной модели.
"Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс" решили запустить пилотные проекты с "Фри Сити" в январе этого года. До этого перевозчики объявляли конкурсы на оснащение Wi-Fi своего парка, которые впоследствии были отменены. В "Пассажиравтотрансе" объясняли это решение тем, что заинтересованы реализовать проект при минимальных затратах. По конкурсной документации предполагалось, что оборудовать 700 автобусов "Пассажиравтотранс" стоит 66,5 млн рублей, а 400 троллейбусов и трамваев "Горэлектротранса" — 36 млн рублей.
Как рассказал вчера Игорь Суриков, тестирование Wi-Fi доступа было проведено на 25 автобусах и 25 трамваях, "результаты всех устроили". Господин Суриков сообщил, что "Фри Сити" планирует поставить "Пассажиравтотрансу" 2000 комплектов сетевого оборудования. "Мы согласовали график по предоставлению предприятию комплектов на 700 автобусов до мая — это основные маршруты к чемпионату мира по футболу. Остальные комплекты будут поставлены позже",— говорит он. Кроме того, "Фри Сити" находится в процессе согласования графика по поставке 400 комплектов "Горэлектротрансу", отметил господин Суриков.
"Фри Сити" использует сетевое оборудование производства латвийской фирмы Mikrotik; стоимость комплекта — 15 тыс. рублей, что позволяет оценить суммарные инвестиции компании в 36 млн рублей. Схема сотрудничества с городскими перевозчиками не будет отличаться от взаимодействия с "Третьим парком", а в качестве партнера "Фри Сити" планирует привлечь "МаксимаТелеком" для создания в городе единого Wi-Fi пространства (последняя уже является оператором Wi-Fi в петербургском метро).
В "МаксимаТелеком" вчера отказались комментировать сотрудничество с городскими перевозчиками.
Из того, что городские перевозчики согласуют с "Фри Сити" графики по оснащению своего парка оборудованием для доступа Wi-Fi, следует, что они хотят отдать компании эти работы без конкурса. "Договор пока не заключен. Предполагается, что в проекте не будут задействованы средства предприятия, это дает нам право заключать договор без конкурса",— прокомментировали в пресс-службе "Пассажиравтотранса". "В данный момент "Горэлектротранс" прорабатывает сразу несколько вариантов взаимодействия с различными поставщиками услуги беспроводного доступа к интернет-сети, в том числе и с "Фри Сити"",— заявили в пресс-службе "Горэлектротранса".
Партнер компании "НАФКО-Консультанты" Ирина Мостовая отметила, что в соответствии с 44-ФЗ ГУП "Пассажиравтотранс" и ГУП "Горэлектротранс" не могут заключить договор с "Фри Сити" без проведения торгов, даже если нет других вероятных претендентов. В противном случае ФАС будет иметь все основания для признания договора недействительным. "То, что ГУП не планирует инвестировать "собственные" средства в проект, никоим образом не может служить основанием для отказа от проведения конкурса по 44-ФЗ: отношения с поставщиком услуг, а "Фри Сити" все-таки предоставляет услуги беспроводного доступа в интернет, должны регламентироваться в соответствии с договором, в котором закрепляются обязательства сторон",— прокомментировала Ирина Мостовая.
Глава юридического департамента HEADS Consulting Диана Маклозян также считает, что подобная ситуация может привлечь внимание ФАС. Сигналом в антимонопольную службу может послужить обращение другого участника рынка, который либо хотел участвовать в торгах, либо хотел оказать эту услугу на инвестиционных условиях. "Проведя проверку, ФАС может вынести предписание о расторжении договора. Только в случае неисполнения ГУПами предписания ФАС может обратиться в суд",— добавила Диана Маклозян.
Алексей Кириченко, Лидия Горборукова