Проект постановления, разработанный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, дополняет перечень случаев заключения контракта жизненного цикла при осуществлении закупок в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. В тексте постановления "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087" сказано: "Дополнить пункт 1 постановления правительства РФ подпунктом "т" следующего содержания: выполнение работ по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных, программно-аппаратных комплексов (в том числе арендуемых по сервисной модели), включая поставку необходимых для таких работ товаров и программного обеспечения".
В пояснительной записке к документу сказано, что реализация проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий включает в себя комплекс различных работ и этапов: от проектирования объекта информатизации до его внедрения, последующего обслуживания и утилизации. "Для достижения наилучшего результата с учетом особенностей проекта его реализация может осуществляться с разделением на части или по модели "под ключ" путем заключения контракта жизненного цикла… При осуществлении государственных и муниципальных закупок в сфере ИКТ заказчик не имеет возможности заключить контракт жизненного цикла и реализовать проект "под ключ". Это приводит к проблемам "стыковки" результатов различных этапов проектв, дополнительным издержкам на координацию работ разных подрядчиков и обеспечение сохранности данных, сложностям в оценке стоимости проекта на протяжении всего срока владения", - указано в пояснительной записке.
Если проект постановления примут, это даст интеграторам дополнительное поле для деятельности. ИТ-компания "Крок" проект постановления оценивает положительно, поскольку с его принятием в ИТ может быть больше долгосрочных контрактов. Руководитель направления "Цифровые процессы" "Крок" Виктор Смирнов отметил, что контракты жизненного цикла (КЖЦ) информационных систем популярны за рубежом. "При разработке ПО такие контракты могли бы помочь заказчикам сократить разрыв между возникновением потребности по доработке систем и реализацией этих доработок. Тогда информационная система в рамках всего КЖЦ будет на сопровождении и доработке, и исполнитель сможет лучше планировать ресурсы для выполнения этого контракта и предлагать заказчику лучшие условия. Единственная проблема - отсутствие практики применения таких контрактов в стране и ограниченное время планирования - всего три года, а жизненной цикл информационных систем может достигать десятилетий. При этом больший срок сейчас предусмотреть невозможно - у наших ведомств сейчас де-юре нет возможности долгосрочного планирования своих бюджетов.
В Минцифре Не ответили на вопросы корреспондента ComNews, в том числе о том, как будет формироваться стоимость проектов "под ключ".
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал не видит рисков потери прозрачности ценообразования при организации будущих тендеров при изменении подхода. "Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций вносит корректировки, чтобы облегчить процесс проведения закупок. Это часть процесса "регуляторной гильотины", когда государство избавляется от старых, ставшими неэффективными, процессов проведения торгов или организации работы ведомств. В любом случае, за процессом закупок ведется тщательный контроль профильных ведомств. Работа "под ключ" позволяет снизить издержки и затраченное время, получив готовый комплексный продукт, на внедрение и апробацию которого не уйдет огромное количество времени", - считает Павел Сигал.
Юлия Мельникова