В рамках второго дня конференции «Инфотранс 2009» состоялось секционное заседание, посвящённое вопросам организации и оптимизации использования информационных систем ОАО «РЖД». Представители различных компаний рассматривали состояние дел на своих предприятиях или вверенных им участках железных дорог, освещали основные перспективы и рассказывали о насущных проблемах.
Заведующий кафедрой АСУ МИИТ, профессор Эдуард Лецкий рассказывал о проблемах, связанных со строительством объектов сочинской олимпиады. По словам г-на Лецкого, сочинской инфраструктуры недостаточно для принятия всех объектов в срок. В качестве варианта решения предлагалось строительство грузовых дворов, с которых уже будут развозиться необходимые грузы, а также разработка системы, которая позволит оптимизировать график их функционирования. «Необходимость нашей работы связана с нынешней концепцией, которая подразумевает, что все развозки будут производиться по заявкам тех, кому поручено строительство. Но данная концепция не сработает: необходимо планировать доставку грузов, исходя не из заявок, а из сроков поставок, сроков строительства. Нужно обеспечить своевременные доставки», – заявил г-н Лецкий.
Представитель московского ОЦРВ г-н Бышов рассказывал о результатах тех работ, которые в настоящее время ведутся в рамках одного из проектов данной организации. Согласно предоставленным сведениям, по результатам этого проекта к концу текущего года будет разработана и внедрена в промышленную эксплуатацию система формирования платёжных балансов ОАО «РЖД». В качестве платформы разработки используется SAP BPC.
По словам председателя организационного комитета Ренаты Ефимовой, в этом году отмечен очень большой интерес молодёжи к мероприятию – на предыдущих конференциях «Инфотранс» такого не было. Во время 14-й конференции обсуждались такие вопросы, как молодёжное предпринимательство, подготовка молодых кадров для РЖД, кроме того, состоялась Сессия молодых учёных для решения актуальных задач информатизации отрасли. В рамках этого заседания представители самых различных компаний-разработчиков и других организаций представляли новые технологии, рассказывали об их преимуществах и особенностях, а также освещали основные проблемы и перспективы их использования на железнодородном транспорте.
Например, представители Самарского ГУПС рассказывали о том, что в ДЦУП Куйбышевской железной дороги специалистами СамГУПС внедрена автоматизированная технология по определению вагонов, не успевающих в сроки доставить груз, формированию каждому такому вагону индивидуального плана продвижения от места дислокации до станции назначения, с определением и выбором мероприятий по сокращению времени следования. Система позволяет определить список вагонов, проследовавших через входную стыковую станцию на дорогу, и сроки доставки грузов, оценить в прогнозе возможное нарушение срока доставки и сформировать несколько вариантов его исправления, определить для диспетчеров мероприятия ускоренного продвижения вагона до станции выгрузки. А представители Петербургского государственного университета путей сообщения провели анализ современного этапа эволюции телекоммуникационных технологий и связанного с ним процесса модернизации телекоммуникационных сетей (ТКС) на базе оборудования, реализующего технологию коммутации пакетов.
Темой другого заседания был метод долгосрочного прогнозирования в задачах управления информационной безопасностью ОАО «РЖД». Здесь обсуждались самые эффективные и действенные инновационные методы защиты информации, а также их применение на железнодорожном транспорте. Так, по словам представителя компании ЗАО «Диалог Наука» г-на Сердюка, в настоящее время для комплексной защиты от возможных угроз необходимо использовать различные средства безопасности, включая межсетевые экраны, антивирусы, системы защиты от спама, системы обнаружения атак, сканеры безопасности, средства защиты от утечки конфиденциальной информации и др. Между тем для повышения эффективности принятия решений по реагированию на события, связанные с нарушением безопасности, г-н Сердюк порекомендовал использовать специализированные системы мониторинга, которые могут автоматизировать процесс сбора и анализа информации, поступающей от различных средств защиты. В связи с этим вниманию участников круглого стола была представлена информация о новой системе ArcSight ESM, которая позволяет собирать и анализировать сообщения о событиях безопасности, поступающих от средств защиты, операционных систем, прикладного программного обеспечения и пр. Данная информация собирается в одном центре, обрабатывается и подвергается анализу в соответствии с заданными правилами по обработке событий, связанных с информационной безопасностью.
А представители СПбФ НИИАС, рассказывали об одном из самых перспективных и распространённых методов определения местоположения – о методе спутниковой навигации, основанном на измерении времени прохождения сигнала от четырёх спутников до приёмника и вычисления координат, а также об алгоритме фильтра Калмана, который позволяет в реальном времени построить оптимальную оценку состояния системы.
В течение двухдневной конференции в холле гостиницы «Прибалтийская», где проходило всё мероприятие, действовала выставка стендов различных компаний, деятельность которых связана с развитием ИТ в железнодорожной сфере. Конкретные решения, новинки и информацию о компаниях представили генеральные спонсоры «Инфотранс 2009» – компании IBM и Xerox, а также спонсоры: «Техносерв», Intel, SAP, APC, Cisco, HP и «Микротест». Собственные стенды выставили и организаторы мероприятия: ОАО «РЖД», компания Digital Design и ПГУПС.
Digital Design демонстрировала на выставке несколько своих решений для железнодорожной отрасли. Как рассказали представители компании, для них выставление собственных решений имеет скорее статусно-имиджевое значение, так как интегратор давно сотрудничает с ОАО «РЖД» и является одним из идеологов мероприятия, ежегодно выступая организатором и участником конференции.
Sun Microsystems представила на выставке терминальную технологию Sun Ray, которая, по словам представителей компании, может быть использована не только в ОАО «РЖД», но и везде, где требуется организация защищённых рабочих мест. На данный момент система устанавливается на оборудование для топ-менеджмента ОАО «РЖД».
На стенде компании SAS были выставлены решения вендора, имеющие три основных направления: управление рисками, управленческий учёт и систематику в области пассажирских перевозок. Как отметили представители компании, каждое направление представляет решение конкретных бизнес-задач, кроме того, это и технологические решения, которые были внедрены в ОАО «РЖД».
Компания «Желдоравтоматизация» представила материалы, касающиеся использования инновационных технологий в обучении операционного персонала, занятого в хозяйстве перевозок. На стенде AVAYA участники конференции могли ознакомиться с системами корпоративной телефонной связи, предоставляемыми компанией. Помимо информационных буклетов на стенде были показаны видеоролики с примерами конкретных решений от AVAYA. Компания «Техносерв» знакомила посетителей выставки со своими ИТ-решениями для транспортной отрасли. На стенде Citrix были представлены решения семейства Citrix Delivery Center, о которых можно было не только прочитать в буклетах, но и попробовать их в действии. Совместно с представителями Citrix посетителей консультировали специалисты петербургского поставщика решений от Citrix – компании Olly.
По словам организаторов, конференцию посетили всего около 300 человек. Участники по-разному оценили прошедшее мероприятие.
«Были весьма интересные доклады, в целом конференция, против моего ожидания, понравилась. Я была практически на всех предыдущих конференциях «Инфотранс», и какое-то время казалось, что наступает спад. Раньше были очень интересные выставки, сейчас намного меньше выдаётся действительно полезных буклетов от разработчиков. В этом году такого материала тоже было недостаточно, как мне показалось. Но в целом конференция прошла удачно», – прокомментировал один из участников мероприятия.
«Выступления оказались очень полезными, доклады – интересными и актуальными. Кроме того, лично для меня это весьма полезный опыт: я представляла на стенде систему электронного технологического документооборота, впервые делала презентацию, и это помогло мне понять, как можно сделать своё выступление познавательным и интересным. Также немаловажной в таких мероприятиях является уникальная возможность попасть в другое инфополе», – отметила представитель ООО «ОЦРВ» Оксана Проценко.
«Мероприятие понравилось тем, что во время докладов и выступлений были затронуты в том числе проблемы и перспективы развития инновационных технологий. Прямые диалоги со специалистами и разработчиками позволили «расставить все точки над i», понять, что нам, сотрудникам своих центров, делать дальше, над чем работать. На конференции обсуждалось внедрение совершенно новых технологий и появление инновационных разработок – о них нигде больше не говорят, и узнать о них больше неоткуда. Если говорить о выставке: хорошо, что информация не навязывается, но доступна. Обо всём, что заинтересовало, можно узнать прямо здесь и сейчас. Мы, сотрудники вычислительных центров, должны контактировать с бизнесом как полноценные партнёры, а также использовать любую возможность пообщаться с коллегами. И подобная конференция предоставляет именно такие возможности», – подвела итог главный технолог Екатеринбургского ИВЦ Галина Щёкина.