Телекоммуникационная компания "Метроком" была создана еще в 1992 году при участии ГУП "Петербургский метрополитен" (55% акций) и американского производителя телекоммуникационного оборудования Andrew Corp. (45% акций), которая впоследствии продала свой пакет компании Antel Holding (структура группы МЕНАТЕП). Все это время "Метроком" развивался как оператор фиксированной связи, без какого-либо видимого участия городских чиновников, которые уже, казалось бы, и забыли, что у города есть такой актив. Операционной деятельностью компании интересовались лишь топ-менеджеры Петербургского метрополитена, входившие в ее совет директоров и обеспечивавшие "Метрокому" эксклюзивные права на прокладку в тоннелях и шахтах подземки волоконно-оптических линий связи. В свою очередь "Метроком" обеспечивал практически все потребности Метрополитена в телефонной связи и передаче данных.
Вспомнили о существовании оператора городские чиновники лишь в этом году. В апреле по инициативе вице-губернаторов Валерия Тихонова и Юрия Молчанова Петербургский метрополитен передал КУГИ свой 55-процентный пакет акций "Метрокома", а господин Молчанов возглавил совет директоров оператора. Активность Смольного совпала с конкурсом по продаже доли в "Метрокоме" компанией Antel Holding. Интерес к этому пакету уже проявили "Голден телеком" и "Система телеком", однако понятно, что потенциальным покупателям хотелось бы получить контрольный пакет оператора, чтобы включить его в свою консолидированную отчетность. Поэтому не исключено, что внезапно проснувшийся у Смольного интерес к бизнесу связи обусловлен появившейся возможностью продать городской пакет "Метрокома" с хорошей премией.
Сами чиновники в один голос заявляют о том, что собираются не продавать, а развивать компанию и якобы именно с этим связаны кадровые перестановки в правительстве, о которых сегодня сообщит губернатор. Например, возглавлявший комитет по информатизации и связи Сергей Жданов с сегодняшнего дня займет пост президента "Метрокома". "Я не наблюдателем иду в 'Метроком', а работать. Мы должны вывести компанию на новый уровень и предоставить городу возможность развивать свои проекты в сфере информационных технологий", -- прокомментировал господин Жданов смену места работы. -- Я очень рассчитываю на поддержку той команды, которая сейчас действует в 'Метрокоме' и на конструктивную позицию города".
С одной стороны, кадровое решение Смольного выглядит странно. Плохо понятно, как чиновник может усилить кадровый состав коммерческого оператора связи. Напомним, что господин Жданов работал в комитете по информатизации с 2001 года и не имеет опыта управления крупным операторским бизнесом. С другой стороны, по данным Ъ, предполагается, что господин Жданов будет выполнять на своем новом посту функции и защищать интересы "Метрокома" при реализации городом различных проектов. При этом операционной деятельностью компании будет по-прежнему управлять ее гендиректор Евгений Максаков, который получит пост вице-президента. "Я уверен, что произошедшие в компании изменения позволят 'Метрокому' более активно участвовать в городских проектах", -- сообщил Ъ сам Евгений Максаков.
О каких именно проектах идет речь, пока в "Метрокоме" не говорят. Известно лишь, что перед обновленным руководством компании Смольный поставил задачу увеличить объем бизнеса оператора "в разы", и в настоящий момент в "Метрокоме" готовят пятилетний план стратегического развития. Напомним, что по итогам 2004 года выручка "Метрокома" составила $28 млн, а крупнейшим коммерческим оператором Петербурга в настоящий момент является "Петерстар", заработавший в прошлом году $79 млн. При этом, судя по опубликованным "Петерстаром" финпоказателям за прошлый год, органический прирост бизнеса в сегменте фиксированной телефонии в городе практически закончился -- увеличить свой доход в 2004 году компания смогла в основном за счет сделанных приобретений и последующей консолидации купленных активов. На этом фоне городская поддержка "Метрокому" будет весьма кстати. Например, чиновники могут "порекомендовать" городским строителям, кого привлекать в партнеры для телефонизации новостроек, и посоветовать, у кого покупать телефонные номера таким потенциальным клиентам, как завод "Тойота" или жилой комплекс "Балтийская жемчужина".