В феврале 2019 г. правительство РФ утвердило постановление, исключающее слова "подвижной персональной" из текста Правил использования на территории России спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств. Таким образом, теперь российские операторы связи, использующие любую иностранную спутниковую систему, должны сформировать ее российский сегмент через станции сопряжения с сетями связи общего пользования и пропускать весь трафик через находящуюся на территории России станцию сопряжения российского оператора связи.
Новый законопроект продолжает принятое ранее постановления правительства. Он предполагает в том числе внесение дополнений в статью 13.41 КоАП РФ: " Неисполнение российским оператором связи, использующим иностранную спутниковую систему, обязанности по формированию российского сегмента такой системы в составе станции сопряжения с сетью связи общего пользования, по обеспечению управления этим сегментом с территории РФ и пропуску трафика, формирующегося абонентскими станциями (терминалами) на территории РФ, через станцию сопряжения российского оператора связи, находящуюся на территории РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей."
Акционер оператора спутниковой связи "КА-Интернет" Сергей Пехтерев пояснил, что это очередной шаг в реализации поправок в постановление правительства о работе иностранных спутниковых систем в России. "В нем прописано как такая система может получить право на работу в России, но так как технически этот запрет можно обойти (как минимум в приграничных областях), то потребовалось обозначить санкции за нарушение постановления. Так как, если кто-то будет заниматься подобным бизнесом, (ввоз и продажа терминалов), это будут скорее всего небольшие предприятия типа ИП или вообще частные лица в личных целях, то, конечно, 1 млн руб. это запредельно высокая сумма. На игроков рынка это никак не повлияет, ибо никто из провайдеров с устоявшимся бизнесом просто не будет "играть с огнем". Оно того не стоит, да и не факт, что сам иностранный оператор будет рисковать своей репутацией законопослушной компании и нарушать законы РФ, - рассказал Сергей Пехтерев, - Безусловно, власти РФ (ровно так же, как власти любой другой страны) хотят поставить под контроль иностранные спутниковые группировки, работающие на их территории, именно этому и служило постановление правительства. Данный законопроект - всего лишь следствие принятого ранее постановления правительства".
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что изменения направлены на выполнение требований российского законодательства о связи в части, касающейся обеспечения деятельности системы оперативно-разыскных мероприятий. "Неисполнение требований Изменений препятствует реализации мероприятий по предотвращению угроз национальной безопасности, обусловленных использованием зарубежных спутниковых систем связи для доступа информационно-коммуникационной сети "Интернет" на территории РФ. В связи с тем, что Изменения вступили в силу 26 августа 2019 г., правоприменительная практика по данному вопросу и статистические данные о распространенности нарушений, установленных Изменениями, отсутствуют", - говорится в документе.
Адвокат Александр Титов отметил, что Роскомнадзор не является органом, осуществляющим оперативную деятельность. "ФСБ (Федеральную службу безопасности) не очень будет волновать каким образом маршрутизирован был трафик, их интересы к трафику несколько иные чем контроль маршрутизации. Соответственно, справедлив вопрос, на каком основании и как фактически будет проверяться правильность маршрутизации трафика Роскомнадзором. Не исключаю, что факты привлечения к ответственности будут исчерпаны случаями пропуска трафика без введенной в эксплуатацию российской станции сопряжения", - прокомментировал Александр Титов.
Исполнительный директор Международной организации космической связи "Интерспутник" Элина Морозова сказала корреспонденту ComNews, что законопроект не предусматривает дополнительных обязанностей для операторов. "Ответственность за несоблюдение требований закона, в том числе в виде штрафа, - обычная мера, направленная на стимулирование законопослушного поведения, и регулирование в сфере связи не является исключением. В любом случае для операторов, выполняющих отраслевые правила, размер штрафа значения не имеет. В этом смысле интереснее проанализировать расходы на формирование российского сегмента, чтобы понять реальную цену "законопослушного поведения" операторов", - считает Элина Морозова.
Владелец юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин уверен: введение ответственности для операторов было лишь вопросом времени. "Очевидно, такой разрыв во времени между появлением требования о формировании российского сегмента и ответственностью за неисполнение этого требования, вызван необходимостью операторам сориентироваться и провести комплекс технических мероприятий. Разумеется, штраф в размере 1 млн руб. рублей сам по себе не является катастрофическим для операторов связи. Однако, многократное невыполнение предписаний контролирующего органа вкупе с привлечением к административной ответственности может привести и к более серьезным последствиям, в том числе к уголовной ответственности руководителя компании. Кроме того, необходимо учитывать, что заинтересованными лицами в выполнении требований операторами связи по формированию российского сегмента иностранной спутниковой системы, являются правоохранительные органы. Именно на них возложена обязанность по проведению оперативно-розыскных мероприятий, в том числе в интернете", - объяснил Алексей Сулин.
Региональный вице-президент Eutelsat в РФ Николай Орлов считает инициативу правительства РФ логичным решением, а штраф в размере 1 млн руб. – достаточным. "Данные меры, безусловно, связаны с развитием зарубежных систем спутникового ШПД, - уверен он, - Однако, на примере OneWeb, для работы таких систем требуются наземные станции на территории РФ. Разумеется, для создания таких объектов нужны разрешения. Поставить под контроль иностранные низкоорбитальные спутниковые группировки вряд ли возможно. Регламентировать или запретить их использование на территории РФ вполне реально. Eutelsat всегда выступал и выступает за тесное сотрудничество с российскими партнерами".
Коммерческий директор OneWeb по России Михаил Кайгородов сказал корреспонденту ComNews, что компания OneWeb действует в соответствии с местным законодательством на всех рынках, где она работает, и стремится соблюдать нормативные требования. "Поэтому мы не ожидаем, что на OneWeb будут распространяться штрафы, предусмотренные этим законопроектом", - добавил он.
Генеральный директор компании SpaceTeam Алексей Смятских отметил, что для масштабного использования интернета вещей необходимы стабильные каналы связи. "С учетом российских реалий: размеров территории и ее слабого покрытия сетями сотовой связи, для развития интернета вещей были бы весьма привлекательны возможности, предоставляемые низкоорбитальными спутниковыми группировками. К сожалению, подобные отечественные группировки в ближайшей перспективе не появятся. Поэтому многие участники рынка рассчитывали на использование иностранных группировок. С учетом предлагаемых мер, это становится проблематично, и предлагаемый законопроект может существенно замедлить распространение интернета вещей в РФ", - считает Алексей Смятских.
Владелец IT-legal компании "Катков и партнёры" Павел Катков отметил, что сама обязанность, за неисполнение которой устанавливается штраф, будет устанавливаться - и возможно, изменяться - в других законах и подзаконных актах. "И вот от их содержания (и изменения) будет зависеть, насколько строгой будет данная норма с точки зрения правоприменения, от их содержания будет зависеть наличие или отсутствие так называемых "юридических лазеек" для участников рынка. Размер штрафа в 1 млн руб. достаточно велик, особенно если сравнивать его с другими штрафами в КоАП РФ. Для сравнения, за нарушение авторских и смежных прав статья 7.12 административного кодекса предусматривает штрафы до 30-40 тыс. руб. При этом необходимо понимать, что если штрафы не помогут, то законодатель и правоприменитель могут пойти дальше и ввести новые меры - например, связанные с утратой лицензии нарушителем", - подвел итог Павел Катков.
Юлия Мельникова