Внедрение технологий информационного моделирования и создание системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства будут способствовать модернизации строительной отрасли и повышению качества строительства, говорится в пояснительной записке к законопроекту Минстроя. Мероприятие включено в федеральный проект по госуправлению цифрового нацпроекта. Система должна обеспечить «бесшовность» обмена информацией и документами между всеми участниками строительной отрасли: инвесторами, застройщиками, генпроектировщиками, генподрядчиками, органами кадастрового учета и землеустройства, экспертизы и надзора и чиновниками всех уровней. В нее предполагается интегрировать существующие ГИС, включая «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» и системы обеспечения градостроительной деятельности. Распространяться, по-видимому, она будет лишь на новые объекты капстроительства. Отметим, что законопроект является рамочным и создает лишь правовую основу для внедрения системы — конкретные механизмы интеграции, функции и обязанности участников системы будут определены позднее.
Пока же предполагается, что информационное моделирование должно охватить весь жизненный цикл объекта с учетом всех бизнес-процессов, функций госуправления и госуслуг в строительстве. В Минстрое полагают, что процесс должен начинаться с «формирования инвестиционных намерений» и следовать через стадии выбора участков, инженерных изысканий и подготовки проекта непосредственно к строительству и сдаче в эксплуатацию, последующему использованию, обслуживанию и ремонту, реконструкции — и, наконец, ликвидации объекта. Таким образом, каждое здание должно получить собственного «цифрового двойника» — основу для принятия инженерных и управленческих решений. Разработкой правил создания моделей и требований к их содержанию должны заниматься региональные градостроительные власти, вопросы же обязательности ведения модели будут решаться на уровне Белого дома.
Внедрение такой системы должно упростить жизнь и бизнесу, и государству, заявляют в Минстрое. Для строителей это снизит трансакционные издержки и административные барьеры, устранит необходимость выстраивать коммуникации с множеством контрагентов, решит проблемы дублирования документооборота, разрозненности и неструктурированности информации и риски утраты документации. Накопление же данных позволит учитывать реальные эксплуатационные затраты при выборе технических решений, материалов и оборудования при строительстве объекта.
Сами же власти заинтересованы в повышении качества принятия управленческих решений. Этому должно способствовать создание классификатора строительной информации: в результате чиновники смогут получать необходимые статистические выкладки — например, количество проектируемых, строящихся и эксплуатируемых объектов, количество квадратных метров введенного в эксплуатацию жилья, использованных стройматериалов, число занятых и т. д. Обеспечивать ведение ГИС будет сам Минстрой или подведомственное ему ГБУ.
Впрочем, пока обязанность бизнеса размещать информацию в другом госагрегаторе — ГИС ЖКХ — и идея введения штрафов за неисполнение этого требования вызывали многочисленные жалобы со стороны компаний отрасли. По данным Минкомсвязи, в системе зарегистрированы 90 тыс. организаций отрасли, региональные и муниципальные органы власти, а «личные кабинеты» получили 2,5 млн граждан. В июне 2018 года комиссия по ЖКХ Российского союза промышленников и предпринимателей предлагала отсрочить введение санкций из-за многочисленных сбоев и непредсказуемой скорости загрузки данных. Сложности возникают и при получении данных из ГИС: «Бизнес, а также региональные власти сегодня ограничены в доступе к данным, которые консолидируют в себе федеральные государственные информационные системы. При этом у участников рынка есть потребность в этих данных»,— сетовал в декабре 2018 года глава Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин.
Надежда Краснушкина