На конференции ComNews TransNet 2018 директор департамента Интернет и канальных ресурсов блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра МТС Ольга Макарова представила результаты эксперимента "Что ценнее Рунет или ChinaNet".
МТС провели два теста. Первый тест предполагал организацию пиринга с оператором 1 на пограничном переходе Благовещенск – Хейхе при сохранении пиринга с оператором 2 во Франкфурте–на-Майне. Согласно представленной презентации, первый тест проводился с 11 по 17 января 2018 г.
В первой точке (обмен трафиком на пиринговом стыке с оператором 1 в Хейхе) соотношение потребления трафика с сетей китайских операторов к потреблению трафика с сети МТС составляло 1:3. Во второй точке (обмен трафиком на пиринговом стыке с оператором 2 во Франкфурте–на-Майне) соотношение было 1:4. Результат теста показал, что в обеих точках превалирует потребление китайскими пользователями трафика Рунета.
На втором тесте МТС получили доступ к ChinaNet через оператора 1 на пограничном переходе Благовещенск – Хейхе при сохранении пирингового соединения с оператором 2 во Франкфурте–на–Майне. Второй тест проводился с 18 по 23 января 2018 г.
"Открытие доступа в ChinaNet на пограничном переходе с Китаем привело к двенадцатикратному увеличению объема потребления российского трафика китайскими пользователями. При этом объем потребления трафика ChinaNet российскими пользователями остался без изменений. Соотношение потребления китайскими пользователями трафика Рунета и потребления российскими пользователями трафика ChinaNet составило 12:1", - поделилась результатами второго теста Ольга Макарова.
Из результатов проведенного эксперимента представитель МТС сделала вывод о том, что ценность китайского трафика сильно преувеличена. "Вероятно, китайские пользователи после пересечения ими границы с КНР начинают в большей степени интересоваться трафиком с ресурсов, расположенных на территории РФ", - предположила Ольга Макарова.
"Получается, что на сегодняшний день ценность информационных и сетевых ресурсов, расположенных на территории РФ, для китайских пользователей значительно выше, чем ценность информационных и сетевых ресурсов ChinaNet для российских пользователей", - подытожила свой доклад Ольга Макарова.
Директор по работе с операторами China Unicom (Russia) Шамиль Габитов отметил, что их компания также принимала участие в эксперименте МТС. По его словам, они не проводили детального анализа, куда ушел трафик и в чем его ценность для китайских пользователей. По мнению Шамиля Габитова, понятие "ChinaNet" не совсем корректное, если говорить в целом про китайский интернет. "ChinaNet – это не весь китайский трафик", - отметил он.
Шамиль Габитов согласился с Ольгой Макаровой в том, что для российских пользователей китайский трафик может быть не совсем интересен. Однако, по его словам, это не значит, что ценность китайского трафика недооценена.
"На мой взгляд, между Россией и Китаем нет такого тяготения в том плане, что у нас абсолютно разные профили подразделений трафика, у нас разные языки, разные культуры. Все это приводит к тому, что китайский трафик более ценен для тех пользователей, и для тех регионов и стран, которые имеют большее тяготение к Китаю. Прежде всего, это Юго-Восточная Азия, Азия в широком смысле, те страны, где китайский трафик востребован и доступ к китайским абонентам все еще пользуется спросом", - сказал Шамиль Габитов. Он добавил, что Россия в данном случае не является самым репрезентативным примером востребованности китайского трафика на рынке.
Шамиль Габитов отметил высокую ценность китайского трафика на рынке, что в том числе и объясняется его стоимостью. "Причина такой высокой цены за китайский трафик - это не только его востребованность на уровне пользователя, но также сама по себе телекоммуникационная инфраструктура Китая, а также сама телекоммуникационная отрасль, которая в большой степени зарегулирована. Это значит, что на рынке Китая мы имеем дело с доминирующим положением трех операторов, которые в той или иной степени контролируются китайским регулятором. Этот симбиоз двух факторов, т.е. ценностью трафика для пользователя, а также телекоммуникационной отраслью Китая оказывают давление на цену трафика для конечных пользователей", - объяснил представитель China Unicom.
Руководитель Департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Сергей Яковлев напомнил, что Россия находится на предпоследнем месте по стоимости доступа к широкополосному доступу в Интернет (ШПД). Он согласился с мнением Шамиля Габитова в том, что три из трех транзитных операторов Китая имеют одного собственника, который активно принимает участие в операционной работе этих компаний. Именно в этом и есть причина высокой цены на китайский трафик.
Директор департамента по работе с международными операторами связи ПАО "Ростелеком" Максим Акинин согласился с тем, что китайский трафик сложно назвать самым популярным в РФ, даже на Дальнем Востоке. При этом он отметил, что большую роль играет локализация трафика. По его словам, китайские компании адаптивны и понимают, что нужно тем рынкам, на которых они работают.
Из другого отчета, сделанного компанией TeleGeography, следует, что через территорию РФ проходит около 0,06% трансграничного трафика Европа-Азия. Что касается трафика Европа-Азия, то это всего лишь 3% от общего объема трансграничного трафика. При этом 52% в общем объеме трансграничного трафика занимает трафик, замыкаемый внутри Европы. Общий объем трансграничного китайского трафика составляет 8%.
Анна Устинова