От калош до триумфа
Финское экономическое чудо - компания Nokia, на долю которой в период с 1998г. по 2007г. приходилась четверть роста экономики Финлядии и пятая часть экспорта страны, была основана в 1865г. За свою более чем 150-летнюю историю компания прошла путь от целлюлозной фабрики и изготовителя калош и автомобильных покрышек до лидера в мобильных технологиях.
Собственно “мобильная” история Nokia началась в 1979г. с основанием радио-телефонной компании Mobira Oy - предшественницы Nokia Telecommunications. Эта компания создала первую в мире сотовую сеть. Впоследствии Nokia будет стоять у истоков создания технологии передачи данных GSM, в 1987г. утвержденной стандартом цифровой мобильной связи в Европе. Свой первый мобильный телефон, помещающийся в руке, Nokia представила в 1987г. Модель Mobira Cityman весом 800 грамм и стоимостью в 4,5 тыс. евро прославилась благодаря фотографии, на которой последний руководитель СССР Михаил Горбачев звонит из Хельсинки в Москву.
Приняв в 1992г. решение полностью сфокусироваться на телекоммуникациях и мобильных технологиях, уже через 6 лет Nokia становится ведущим производителем мобильных устройств в мире и будет удерживать пальму первенства вплоть до 2012г. С 1996 по 2001г. продажи компании выросли с 6,5 млрд евро до 31 млрд евро. В конце 2007 года Nokia официально объявит: четыре из десяти мобильников, проданных в мире, имеют финское происхождение.
Падение Трои”
В III квартале 2009г. Nokia впервые за многие годы отчиталась о квартальном убытке в 913 млн евро. По итогам следующего 2010г. доля Nokia на рынке мобильных устройств сократится с 36,4% до 28,9%.
Впоследствии аналитики будут обвинять компанию в «близорукости» и нежелании замечать набирающих обороты конкурентов. Помимо дебютировавших в то время на рынке революционных продуктов Apple, медленно, но верно завоевывать рынок начал корейский Samsung, который уже в 2012г. обошел Nokia по объему продаж. Последним “гвоздем в крышку гроба” финской компании стал выход на рынок новой операционной платформы Android, ставшей конкурентом нокиевскому Symbian. По данным аналитической компании Gartner, рыночная доля ПО Nokia сократилась с 46,3% в 2009г. до всего 11,7% в IV квартале 2011г. Android за тот же период завоюет половину рынка, начав с 3,9% в 2009г.
Спустя год безуспешной борьбы с конкурентами, Nokia пригласила топ-менеджера Microsoft Стивена Элопа возглавить компанию. Таблоиды окрестили нового CEO “троянским конем” американской компании, и тот оправдал свое прозвище: первый иностранец во главе Nokia, призванный спасти компанию, Элоп стал последним ее руководителем в “традиционном” виде. После завершения сделки он вместе с несколькими топ-менеджерами Nokia вернется в родную Microsoft, где станет вице-президентом расширенного мобильного подразделения.
Неясное будущее
Одним из главных шагов при руководстве Элопа стало решение отказаться от родного нокиевского софта Symbian и перейти на операционную платформу Windows в 2011г. Это, по мнению авторов портала Quartz, и предопределило сделку с Microsoft: после столь масштабных инвестиций в невостребованное рынком ПО Windows Phone у Nokia уже не оставалось плана “Б”. Продажа активов спасла финскую компанию от разорения.
Microsoft рассчитывает, что покупка позволит к 2018г. утроить рыночную долю своего Windows Phone (в 2013г. она составила только 3,2%). Впрочем, некоторые аналитики настроены скептически, называя сделку “довольно отчаянным” шагом со стороны Microsoft. Они отмечают, что она не даст ей качественного преимущества перед главным конкурентом - корпорацией Google, и позволит разве что "завалить" рынок мобильными устройствами в надежде, что покупатели и разработчики приложений подтянутся.
После завершения сделки все мобильные устройства Nokia, патенты и большинство производственных предприятий автоматически перешли в собственность Microsoft. Американская компания также взяла на себя гарантийные обязательства перед клиентами Nokia. Бренд Nokia будет использоваться для производства телекоммуникационного оборудования. Пока Nokia обновила свой сайт, заблокировав страницы с историей компании и предупредив, что информация “о дальнейших шагах Nokia” скоро появится. Кажется, компания всерьез решила начать новую главу своей истории с чистого листа. Учитывая, что Nokia неоднократно меняла фокус своего бизнеса, вполне вероятно, что она успешно справится и в этот раз.
Алена Сухаревская