Минтранс, подведомственное Росморречфлоту ФГУП «Морсвязьспутник» и A. P. Moller—Maersk планируют подписать меморандум о взаимопонимании в рамках разработки международной торговой блокчейн-платформы для интеграции грузоперевозок. Это следует из письма главы Росморречфлота Юрия Цветкова вице-премьеру Максиму Акимову от 24 января. Систему в тестовом виде планируют запустить в марте на базе Большого порта Санкт-Петербург с привлечением ФТС. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что сейчас завершается сбор предложений по этому вопросу от причастных ведомств. В аппарате господина Акимова тему не комментировали. В Maersk на запрос “Ъ” не ответили.
Как следует из письма Росморречфлота, платформа будет работать на базе смарт-контрактов и должна заменить трудоемкий бумажный документооборот. Система разработана СП Maersk—IBM, где у Maersk — 51%. К проекту уже присоединились более 90 компаний, морских администраций и таможенных служб. Как сервис она станет доступна во втором полугодии. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что речь идет о создании единого цифрового пространства, которое объединяет всех участников цепочек поставок: трейдеров, транспортные компании, порты, перевозчиков, госорганы и т. д. По его словам, речь идет о платформе TradeLens, запущенной в августе 2018 года.
Участие РФ в пилотном проекте и дальнейшую адаптацию платформы в РФ считают «целесообразным» и в ФСБ (копия письма службы в «Морсвязьспутник» от 28 сентября есть у “Ъ”), иначе в будущем может возникнуть острая необходимость внедрения «непроверенных решений» для взаимодействия с глобальными системами. ФСБ рекомендовала проработать механизмы снижения рисков информационной безопасности, обеспечения независимости российского сегмента, привлечь российских специалистов, а также отдельно обсудить вопрос о гарантиях продолжения участия российских организаций при применении санкций США.
В ФТС “Ъ” сообщили, что для автоматизации и ускорения совершения операций по оформлению в морских, речных и водных пунктах пропуска службы применяется программный комплекс «Портал "Морской порт"». Сегодня органы власти не располагают механизмами регулирования блокчейн-технологий, отмечают в службе. Кроме того, требуется решить вопросы защищенности и обеспечения юридической значимости информации, поэтому необходимо применение унифицированного стандарта электронного обмена. В качестве альтернативы блокчейну можно рассматривать технологию электронной подписи с применением сервисов доверенной третьей стороны, полагают в ФТС. Разработка предложений по интеграции цифровой торговой платформы с информационными системами ФТС должна быть осуществлена после внедрения необходимых изменений в нормативно-правовую базу, уверены в ведомстве.
Гендиректор управляющей компании «Дело» (ГК «Дело» Сергея Шишкарева) Андрей Ященко сообщил “Ъ”, что компания поддерживает инициативу Минтранса: «Цифровизация грузоперевозок — процесс неизбежный, и он уже идет». Ее внедрение приведет к повышению скорости и упрощению обработки документов, добавляет топ-менеджер. «Говорить о процентах расходов на бумажные документы в стоимости грузоперевозок было бы корректно в сравнении с ценой внедрения и поддержки новых информационных технологий,— отмечает он.— Важный вопрос, кто понесет эти расходы и кто будет основным выгодоприобретателем». Другие компании на запрос “Ъ” не ответили. Собеседник “Ъ” в отрасли отмечает, что платформа будет выгодна для контролирующих органов, так как вся цепочка абсолютно прозрачна: договорные отношения уходят в один документ, и каждый участник подключается к нему. Сразу понятно, кто за сколько вез, перегружал, оформлял и так далее, говорит он.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что у пилотного проекта есть все шансы на реализацию. Ключевыми вопросами после завершения тестирования будут разработка предложений по изменению нормативно-правовой базы и интеграции цифровой торговой платформы с информационными системами таможни и Минтранса, говорит эксперт, на что уйдет не менее года. В среднесрочной перспективе запуск цифровой платформы может позволить сократить расходы грузовладельцев не менее чем на 1–1,5 тыс. руб. на контейнер, или до 10 млрд руб. по рынку в целом, заключает господин Бурмистров.
Анастасия Веденеева, Денис Скоробогатько