Основные цели проекта - построение эффективной системы управления регионом, повышение оперативности и качества управления, поддержка принятия должностными лицами оптимальных управленческих решений, обеспечение качественного информационного обслуживания граждан. Данный проект рассчитан на 2 года и включает в себя как поставку программного обеспечения, так и аппаратную часть. На реализацию данного проекта выделяется около 5 млн рублей из федерального бюджета и 9 млн рублей из бюджета региона, включая муниципальные образования.
Решением конкурсной подкомиссии победителем конкурса признана петербургская компания Lynx BCC. Конкурсная заявка победителя основана на использовании программного обеспечения (ПО) с открытым кодом.
В рамках проекта планируется построить и ввести в эксплуатацию технологическую платформу информационных порталов, произвести интеграцию информационных ресурсов. Кроме того, в перспективе развития присутствует план по созданию ряда региональных автоматизированных систем, в т.ч. системы электронного документооборота, учета объектов недвижимости, геоинформационной системы и др. Также в планах создание регионального центра обработки данных, который обеспечит централизацию вычислительных и информационных ресурсов, а также проведение других работ по модернизации инфокоммуникационных систем (ИКТ-систем) Новгородской области.
При создании проекта будут созданы типовые программные компоненты, снабженные подробными методическими материалами и пригодные для использования и тиражирования при реализации проектов в других регионах. По мнению специалистов компании Lynx BCC, использование в ИКТ-инфраструктуре Новгородской области программного обеспечения с открытым кодом (Open Source) позволит минимизировать совокупную стоимость владения, унифицировать и упростить процессы разработки, сопровождения и развития автоматизированных систем, осуществить модернизацию ИКТ-инфраструктуры органов управления.
«Единой системы общих для всех требований к подобной категории товаров и услуг, приобретаемых государством на рынке, пока не существует. Поэтому в результате реализации пилотного проекта в Новгородской области и с учетом большого опыта использования программного обеспечения органами государственной власти, Минэкономразвития России рассчитывает подготовить ряд предложений по стандартизации требований к программному обеспечению, закупаемому и используемому для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, Минэкономразвития России планирует публиковать результаты своих работ 2005 года под одной из открытых лицензий, т.е. и де-юре, и де-факто обеспечить бесплатный доступ общественности к продуктам, созданным на деньги налогоплательщиков. Это всего лишь один проект, и его появление вовсе не означает, что он станет типовым, но с его помощью мы оценим ПО, основанное на открытом коде», - прокомментировала сотрудник пресс-службы Минэкономразвития России Татьяна Горячих.
Отметим, что в России на данный момент отсутствует формализованное государственное регулирование, учитывающее специфику закупки государством программного обеспечения, а политика государственного заказа де-юре не дает предпочтения ни одной из моделей - свободной или проприетарной - создания и лицензирования ПО. В связи с этим, по словам пресс-службы Минэкономразвития РФ, министерство видит своей задачей создание системы критериев, которым должны отвечать закупаемые для государственных и муниципальных нужд программные продукты в целях соблюдения интересов общества и оптимизации госуправления. Выбор государственным заказчиком того или иного технического решения должен основываться на конкретных свойствах моделей в зависимости от задач, стоящих перед государством и не создавать преимущества для тех или иных участников рынка. Уже сейчас очевидно, что при закупке программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд важно учитывать открытость интерфейсов ПО, а также их соответствие открытым стандартам, одобренным большинством игроков на рынке (в целях избежания риска привязанности к единственному поставщику). Также имеют важное значение совокупная стоимость владения при тиражировании и цена лицензий (в целях оптимизации бюджетных расходов), объем прав на программное обеспечение, передаваемых поставщиком госзаказчику, и безопасность и технологическая нейтральность закупаемого ПО.