Хотя Минздрав внедряет цифровизацию в здравоохранении с 2012 года, проекту не хватает единых технических стандартов и нормативной базы. К такому выводу пришли участники круглого стола профильного комитета Госдумы, посвященного созданию единого цифрового контура в здравоохранении и проблемам его нормативного регулирования и парламентского контроля. Напомним, частично запущенная в 2018 году единая информсистема в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) должна включать несколько разделов: электронные медицинские карты, данные онлайн-записи к врачам, реестры пациентов и их диагнозов, данные о назначенных и купленных (в том числе персонально) лекарствах и о высокотехнологичной помощи.
Как заявила замглавы Минздрава Елена Бойко, ведомство создало центр компетенций цифровой трансформации системы — он будет оказывать методологическую поддержку, проводить пилотные проекты по внедрению «цифры» в медицине, а также помогать субъектам РФ до 2023 года запустить региональные сегменты системы, объединяющие все медицинские организации — это стало возможным благодаря практически полному их подключению к интернету. Глава ФСС Андрей Кигим отметил, что интеграция данных, пути которой фонд обсуждает с Минздравом, поможет свести информацию о бытовых и профессиональных заболеваниях. «Мы сможем четче видеть, как развивается болезнь человека, и контролировать ее течение»,— отметил он. «Большие данные» о населении, в свою очередь, позволят детально анализировать заболеваемость — и прогнозировать смертность и продолжительность жизни, отметил член комитета Госдумы Алексей Куринный. Впрочем, он добавил: до объединения всех частей цифрового контура остается еще два года — хотя региональные системы начали создаваться с 2012 года. «В отсутствие единого стандарта их разработки мы получили множество проблем интеграции — и их решение потребует новых расходов»,— отметил он.
По словам Бориса Зингермана, главы направления цифровой медицины «Инвитро», проекту ЕГИСЗ не хватает и нормативной базы. Так, статус электронных документов, которые сейчас производят эти системы, остается под вопросом — Минздрав все еще работает над этой нормой. Изменилась и сама концепция ЕГИСЗ — до 2017 года ее основой предполагалась электронная медкарта со всей информацией о пациенте, теперь же карта содержит только каталог учреждений, где пациент лечился и где хранятся данные о нем. Проблемой является и участие в ЕГИСЗ частных клиник — по требованию Минздрава они должны были подключиться к ней до 1 января 2019 года, но сделали это единицы и в ограниченном виде. Как поясняет господин Зингерман, к взаимодействию с ними готовы только реестр врачей и медогранизаций — подключение остальных модулей ЕГИСЗ, включая медкарты, станет возможным лишь через несколько лет.
Наконец, по словам главы направления телемедицины ПАО «МегаФон» Екатерины Кривцовой, цифровизация здравоохранения не дает развиваться ни частной, ни государственной телемедицине: сейчас по закону эта услуга доступна только для консультаций после очного приема. «Необходимо пересмотреть нормы работы телемедицинских консультаций — иначе мы создаем новый неэффективный институт»,— отметила она.
Анастасия Мануйлова