Использование российских наземных станций для пропуска трафика абонентов зарубежных спутниковых систем «не сможет в полной мере предотвратить угрозы» национальной безопасности страны, признала Минкомсвязь. Такой вывод содержится в ответе министерства на отзыв участника рынка на проект изменений в правила использования на территории России спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств. Хотя именно «с целью предотвращения угроз национальной безопасности, обусловленных бесконтрольным использованием зарубежных спутниковых систем связи и доступа» в интернет на территории России, министерство в ноябре и предложило проект изменений.
Сейчас в правилах указано, что передавать весь трафик через российские станции сопряжения (наземные станции, которые выступают посредниками между спутником и устройством абонента при приеме сигнала из космоса) должны только операторы подвижной персональной спутниковой связи. К таким, например, относится международная компания Iridium. В проекте предлагается распространить требование на весь трафик, формируемый спутниковыми устройствами с территории России, в том числе от находящихся в роуминге иностранных абонентов.
Как пояснил РБК руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев, если предложенные Минкомсвязью изменения вступят в силу, они будут касаться не только иностранных владельцев спутниковых систем для телефонной связи, как это было до сих пор, но всех систем, в том числе тех, которые предоставляют услуги широкополосного доступа в интернет. «Это логично, так как спутниковая связь стала активнее использоваться именно для доступа в интернет, генерируя большой объем трафика, который спецслужбам нужно контролировать. Владельцам всех спутниковых систем может потребоваться согласовывать свою деятельность не только с ФСБ, но и с Минобороны и ФСО, что значительно удлиняет этот процесс», — рассказал Пехтерев. По его словам, такой процесс согласования придется проходить в том числе OneWeb, если эта компания все-таки получит частоты для работы на территории России. OneWeb планирует создать орбитальную группировку из 900 спутников для обеспечения к 2027 году всех жителей планеты высокоскоростным доступом в интернет.
В своем отзыве на предложенные министерством изменения Пехтерев писал, что проект «никак не повлияет на физическое присутствие иностранных ИСЗ (искусственных спутников Земли. — РБК) над территорией России и возможность приема и передачи сигналов с них, то есть выполнения целевой задачи усиления национальной безопасности». Минкомсвязь, в свою очередь, указала, что «вопрос о наличии или отсутствии угроз безопасности Российской Федерации со стороны конкретных иностранных ИСЗ на этапе подготовки проекта постановления на проверяется».
Как пояснил РБК еще один участник рынка, если трафик спутниковой связи не передается через российскую станцию сопряжения, он не проходит через Системы технических средств для оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), то есть спецслужбы не будут иметь возможности анализировать этот трафик, его не будут хранить в срок до полугода, как того требует «закон Яровой». Также невозможно будет проверить, какое количество абонентов обслуживает оператор, рассчитать налоговую базу. По его словам, в первую очередь подготовленные Минкомсвязью изменения направлены против «бумажных» спутниковых операторов, которые оказывали в России услуги от имени зарубежных компаний.
Минкомсвязь учла замечания на свой проект лишь частично: министерство предложило ввести переходный период в течение шести месяцев с момента вступления поправок в силу, чтобы операторы действующих спутниковых сетей связи смогли «получить необходимые согласования и заключения об отсутствии угроз национальной безопасности».
Представитель Минкомсвязи на момент публикации не ответил на вопросы РБК.
Практически одновременно с проектом изменений в правила использования иностранных спутниковых сетей Минкомсвязь подготовила поправки в закон «О связи», запрещающие ввозить в страну спутниковые телефоны всем, кроме зарегистрированных в России операторов спутниковой связи. Необходимость таких изменений также объяснялась желанием предотвратить угрозы национальной безопасности. По мнению участников рынка, власти хотели таким образом помешать работе новых глобальных операторов спутниковой связи и интернета, таких как OneWeb, StarLink и TeleSat. «Сейчас предполагается, что вне зависимости от того, разрешат ли российские власти новым операторам работать на территории страны, люди или заинтересованные организации могут ввозить в страну терминалы, способные принимать сигналы с их спутников и пользоваться услугами этих сетей, и этому надо воспрепятствовать», — пояснял РБК Сергей Пехтерев.
В частности, против работы в России системы OneWeb выступает Федеральная служба безопасности. У России нет гарантий, что такая система спутниковой связи не будет вести разведывательную деятельность и не нанесет ущерб интересам личности и общества, приводило агентство Reuters слова представителя ФСБ Владимира Садовникова.
Летом 2017 года OneWeb зарегистрировала в России совместное с АО «Спутниковая система «Гонец» (структура «Роскосмоса») предприятие «УанВеб», которое в том же году подало заявку на получение частот в Государственную комиссию по радиочастотам (отвечает за распределение этого ресурса в России). Заявка пока не рассмотрена, без частот «УанВеб» не сможет организовать станции сопряжения и работать в стране легально. В конце 2018 года агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что топ-менеджеры OneWeb на встрече в Москве с премьер-министром Дмитрием Медведевым несколько месяцев назад предлагали правительству подписать опционное соглашение с возможностью выкупа 12,5% проекта в случае, если компании выделят частоты для работы в России. Однако обе стороны опровергли эту информацию.
При этом гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в интервью РБК говорил, что в корпорации считают, что проект будет реализован в любом случае, но лучше, чтобы это произошло с участием России. «Я понимаю скепсис коллег из ФСБ, они и должны занимать самую скептическую позицию, но надо иметь в виду, что эта орбитальная группировка нашими партнерами все равно будет создана, хотим мы этого или не хотим. Просто станции наземной инфраструктуры будут, может быть, не на нашей территории, а на территории Украины или других стран и полностью будут обеспечивать интернет-трафик. А мы выпадем из этого проекта, не имея возможности на него влиять и технически контролировать», — отмечал Рогозин.
По его словам, «Роскосмос» продолжает дискуссию о будущем OneWeb в правительстве и считает, что имеет «достаточно аргументов в пользу этого проекта». В частности, «Роскосмос» обсуждает как возможность получения доли в «большом OneWeb», так и увеличение доли в совместном предприятии, в котором у системы «Гонец» сейчас 40%. «Пока мы действуем в части совместного российского предприятия, увеличивая нашу долю до контрольного пакета», — сообщил Рогозин.
Александра Посыпкина, Анна Балашова