Услуга будет доступна на всей территории России. Вместе с тем территория, в пределах которой операторы смогут переносить номер из одной сети связи в другую, должна быть определена правительством России. Уже сейчас понятно, что переезд с одним и тем же номером из одного региона России в другой создаст сложность в определении стоимости вызовов для вызывающих абонентов. Установка и настройка системы информирования о стоимости вызовов создаст дополнительные сложности в реализации услуги со множеством неизвестных. Так что в обозначенный законопроектом срок возможно будет полноценно реализовать перенос абонентского номера только в пределах одного субъекта страны.
Процесс перенесения одного абонентского номера к другому оператору и дальнейшее оказание услуг связи новым оператором потребует от государства принять немалое число документов. После того как будет определен порядок переноса номера, взаимодействия всех участников процесса, а также процедура оказания услуг связи, операторам понадобится некоторое время на модернизацию сложных сетей связи, закупку, сертификацию и тестирование оборудования.
Еще предстоит решить целый ряд вопросов. Среди них — время, которое займет перенос номера. Уже сейчас можно сказать, что весь процесс займет около двух недель. При этом очевидно, что для абонента оставаться без связи такое продолжительное время неприемлемо. Один из вариантов решения проблемы следующий. Абонент подает заявление о переносе номера за две недели (подготовительный период для операторов связи), однако сам процесс переноса и время, когда абонент остается без связи, составит не более суток — в идеале 6—8 часов. Будут также реализованы процедуры уведомления человека, что его номер перенесен и активирован новый тариф — другого оператора связи.
Хотя абонентам не свойственно менять операторов связи каждый месяц, необходимо определить, должно ли быть ограничено количество переносов номера за какой-либо период времени? Очевидно, что процедура переоформления абонентского номера с одного оператора на другой предполагает множество технических и организационных процедур, включая участие оператора базы перенесенных номеров. Не секрет также, что у операторов связи существуют различные программы по привлечению новых абонентов, рассчитанные на предоставление скидок в начале срока действия договора. Поэтому логично, если в подзаконном акте появятся минимальные сроки, когда абонент не может сменить оператора связи. Этот срок не должен быть значительным, например, не более шести месяцев. Законопроект также предполагает, что услуга по переносу может быть платной для абонента.
Отдельный вопрос — как быть лицу с задолженностью за мобильную связь, если оно хочет перенести номер. Вопрос касается прежде всего юридических лиц, которые захотят переносить сразу большое число номеров: нужно ли заставлять их полностью гасить долг или предоставлять им возможность кредита? В этой части регулятору и операторам связи нужно выработать процедуры, которые, с одной стороны, обеспечат возможность реализации права абонента на перенос номера, а с другой стороны, не нарушат права операторов связи на получение оплаты за уже оказанные услуги.
Ситуация с переносимостью номеров наглядно показала, что реализацию значимых телекоммуникационных решений не так просто провести в короткий срок. Сегодня строение сетей усложнилось настолько, что их модернизация и настройка занимают существенное время. Не в последнюю очередь причина проблемы в том, что операторы просто не имеют права использовать оборудование, пока оно не сертифицировано в нашей стране. То есть после того, как закон о переносимости вступит в силу, операторам придется прождать какое-то время, когда можно будет закупать разрешенное для ввоза в Россию оборудование. Решением данной проблемы и других аналогичных ситуаций могло быть стать упрощение процедур сертификации оборудования связи. Очевидно, что используемое во всем мире оборудование не может представлять угрозу жизни и здоровью людей или безопасности государства.
Приятно осознавать, что Министерство связи России видит эти технические и юридические проблемы. Представители операторов связи были приглашены в рабочую группу по MNP, которая вырабатывает подходы для перечисленных задач. Как представляется, к маю 2013 года будут найдены решения основных проблемных вопросов и подготовлены проекты подзаконных актов. Для операторского сообщества это, скорее всего, будет удачным исходом: если законопроект будет доработан к маю, операторы успеют подготовить оборудование и модернизировать сети к декабрю — как и было запланировано.
Дмитрий Петров,
руководитель управления по связям с органами власти компании «МегаФон»