Лицензия MVNO "Газпром Телекома" (на 100% принадлежит "Газпрому") действует до апреля 2019 года, компания должна начать оказывать услуги не позднее 2 апреля 2016 года, говорится в материалах Роскомнадзора. В "Газпром Телекоме" отказались сообщить, какие задачи позволит решить проект и с кем из сотовых компаний они сотрудничают.
Лицензию MVNO получила и аффилированная с "Транснефтью" "Сигма Телеком" (25% принадлежит "дочке" нефтекомпании "Связьтранснефти", 75% у "Новиком связи"). Как сообщал "Ъ" ранее, в конце прошлого года компания вышла на рынок магистральной связи. Еще раньше, в марте 2013 года, "Транснефть" утвердила "Сигму Телеком" корпоративным оператором мобильной связи для всех "дочек", говорилось в корпоративном журнале "Транснефти". На 1 февраля 2014 года у "Сигмы Телеком" было более 11 тыс. абонентов, увеличить показатель компания сможет, если предложит услуги сотовой связи "для личного пользования" всем работникам компании, а также членам их семей.
Среди плюсов перехода на услуги "Сигмы Телеком" в корпоративном журнале "Транснефти" называется значительное сокращение числа тарифных планов: с более 200 до чуть более 60 (в среднем по одному на каждую "дочку").
Кроме того, сотовая связь была объединена с нумерацией офисной АТС "Транснефти", что позволит сотрудникам компании звонить с мобильного телефона по короткому номеру на офисную АТС и наоборот. Следующим шагом станет внедрение дополнительных услуг и специальных приложений информационной безопасности для корпоративных смартфонов и планшетных компьютеров. Как отмечается в издании "Транснефти", компания сотрудничает со всей "большой тройкой".
По российскому законодательству MVNO должны обладать собственной номерной емкостью, биллинговой системой, их клиенты не являются абонентами сотового оператора. В отличие от так называемых pre-MVNO, которые до сих пор были развиты в стране, MVNO определяют тарифы и маркетинговую стратегию, фактически закупая у оператора мобильный трафик.
В МТС подтверждают, что сотрудничают с "Газпром Телекомом" (через ООО "Газпром связь", специализированного оператора сети связи "Газпрома") и "Сигмой Телеком" по агентской схеме, которая относится к pre-MVNO. Она предполагает, что компания закупает у оператора SIM-карты c определенными тарифными планами и перепродает их конечному пользователю. В "Вымпелкоме" также работают с компаниями по агентской схеме, но сообщили, что обсуждают "формат дальнейшего возможного сотрудничества". В "МегаФоне" отказались от комментариев.
Агентская схема позволяет компаниям предоставлять услуги по объединению мобильной и фиксированной телефонии. При этом стоимость звонков будет определяться исходя из договоренностей с сотовым оператором. Однако внедрить дополнительные услуги будет сложно, отмечает собеседник "Ъ" в одной из компаний "большой тройки".
Несмотря на успешность MVNO в мире, в России этот бизнес пока только встает на ноги. Независимых игроков "большая тройка" пускать на свои сети пока не готова, объясняя, что не видит для себя плюсов в развитии такой бизнес-модели. Кроме того, необходимое законодательство появилось несколько лет назад, на данный момент Роскомнадзор выдал более 120 лицензий MVNO, но единственный, кто работает по схеме MVNO,— это "Скартел" (бренд Yota), оказывающих услуги 4G на сети "МегаФона".
После внедрения MNP (возможность сохранять номер при смене мобильного оператора) в Европе MVNO стали появляться как грибы после дождя, отмечает руководитель практики "Телекоммуникации, медиа и высокие технологии" Accenture Сергей Борисов. "Рост конкуренции привел к снижению цен и падению маржи у "больших" операторов, в итоге, чтобы оздоровить рынок, они были вынуждены покупать виртуальных коллег,— отмечает он.— Сотовым операторам выгодно пускать на свои сети MVNO, только если они недозагружены, но к "большой тройке" это не относится".
Анна Балашова