О меморандуме МТС и "Вымпелкома" (по данным ACM-Consulting, на конец июля 2011 года контролировали 31,6% и 24,9% сотового рынка) "Ъ" рассказал источник в одной из телекоммуникационных компаний. В рамках соглашения до конца 2012 года компании совместно построят 34 участка волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) общей протяженностью 4,5 тыс. км, а также будут обмениваться существующими транспортными сетями на паритетной основе. Совокупные инвестиции в первый этап оцениваются в 2 млрд руб. без учета экономии средств на переводе трафика из арендованных в собственные сети, говорит собеседник "Ъ".
В МТС и "Вымпелкоме" подтвердили партнерство.
"Оптоволоконные линии являются основным элементом для высокоскоростной передачи данных. Их наличие позволит операторам развивать 3G и, впоследствии, LTE (технология связи четвертого поколения, 4G.— "Ъ")",— сказала пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. В начале сентября Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила МТС развивать LTE в Москве. До февраля следующего года должны состояться конкурсы на четыре комплекта частот для строительства федеральных сетей LTE, основными претендентами на победу считаются МТС и "ВымпелКом", а также "МегаФон" и государственный "Ростелеком".
"Выгоды очевидны: сеть строится быстрее, затраты снижаются, география и качество предоставляемых услуг улучшается",— добавила пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. Например, самостоятельное строительство 4,5 тыс. ВОЛС увеличило бы сроки реализации проекта для МТС и "Вымпелкома" с девяти месяцев до двух лет, а сроки окупаемости — с трех до шести-семи лет.
За время своего существования МТС и "Вымпелком" инвестировали в строительство сетей более $10 млрд каждый, теперь им пришлось бы вложить еще минимум по $2 млрд в 4G-сети, до половины затрат — это магистраль, говорит аналитик "ВТБ Капитала" Виктор Климович. Объединение усилий только в этой составляющей, по его мнению, могло бы сэкономить компаниям до нескольких сотен миллионов долларов. Например, малазийская "дочка" Telenor (один из мажоритариев "Вымпелкома") — DiGi в начале этого года подписала соглашение о совместном использовании транспортной сети и площадок под базовые станции с местной компанией: экономический эффект оценивался в 2,2 млрд малазийских ринггитов или около $700 млн в течение десяти лет.
В МТС подчеркивают, что в России это "первое глобальное соглашение", которое подразумевает взаимный доступ операторов к инфраструктуре на всех уровнях — от магистралей до базовых станций, совместный аутсорсинг обслуживания сетей. Подобные объединения практикуются за рубежом. Например, в 2010 году в Швеции заклятые конкуренты Telenor и Tele2 запустили общую сеть LTE. Российские операторы до сих пор не могли договориться: "большая тройка" и "Ростелеком" так и не подписали соглашение о совместном владении инфраструктурой оператора "Скартел", хотя собирались сделать это до 1 июня 2011 года. Немногочисленные удавшиеся партнерства касались лишь фрагментов инфраструктуры, вроде магистрали в Сибири или сотового покрытия вдоль автотрассы "Амур".
"До недавнего времени развитие инфраструктуры у каждого оператора было неравномерным, ее наличие считалось преимуществом, которым не следует делиться с конкурентами. В итоге во многих местах можно увидеть несколько стоящих рядом вышек разных компаний",— отмечает один из участников рынка. ""Ростелеком" в начале 2000-х был монополистом магистрального рынка, а "МегаФон" за последние три года инвестировал в развитие сетей в два раза больше конкурентов по "большой тройке". Не исключено, что меморандум МТС и "Вымпелкома" является ответом на быстрое строительство сетей "МегаФона", которое уже вылилось в увеличение доли рынка и доходов",— объясняет аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.
Он сомневается, что "МегаФон" и "Ростелеком" будут предпринимать ответные шаги. Однако в обеих компаниях вчера заявили, что готовы создавать альянсы с другими операторами.
Анна Балашова