Об этом в пятницу на пресс-конференции заявил президент ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Дубовсков. По его словам, сокращение продаж смартфонов высокой ценовой категории стимулировало рост ARPU (средняя выручка на одного абонента в месяц): в I квартале 2013 г. этот показатель у оператора вырос на 4%, до 292 руб.
"Продажи бюджетных смартфонов также оказали влияние на рост доходов от передачи данных - на 37%, до 10 млрд руб., - пояснил глава МТС. - Рост обусловлен в том числе пакетными предложениями на эти услуги, продажами dаtа-сервисов и партнерством с производителями телефонов по совместному продвижению продуктов".
Андрей Дубовсков подчеркнул, что продажи смартфонов низкого ценового сегмента выросли в два раза за год, а общее проникновение смартфонов в сети МТС увеличилось до 25% с 16,5% за тот же период прошлого года. "Сейчас мы фокусируемся на продвижении недорогих моделей, в том числе собственных", - сообщил он.
Вице-президент по маркетингу МТС Василь Лацанич уверен, что пользователи склонны в будущем переходить с дешевых смартфонов на более дорогие устройства. "Первоочередная задача для оператора - это сломать психологический барьер у многих абонентов, связанный с тем, что смартфон - это обязательно дорого и недоступно. Многие из них не могут себе позволить купить смартфон за 25 тыс. руб., а вот за 3 тыс. руб. охотно купят такой гаджет, - пояснил он в беседе с ComNews. - Кроме того, с операторской точки зрения, абонент со смартфоном за 3 тыс. руб. и абонент с обычным телефоном за 3 тыс. руб. пользуются абсолютно разными услугами и обладатель смартфона генерирует гораздо больший ARPU".
По словам Василя Лацанича, при переходе с фичер-фона (обычного "мобильника") на смартфон ARPU растет примерно на 30%, а ARPU от услуги передачи данных увеличивается в 2,5 раза.
Пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова рассказала, что оператор запускает различные акции для мотивации перехода пользователей на смартфоны, среди которых возврат абоненту части стоимости устройства для оплаты услуг мобильной связи.
"В период таких акций мы привлекаем в среднем на 18% больше "смартфонных" абонентов и повышаем лояльность клиентской базы, - отметила Ирина Агаркова. - Более 60% воспользовавшихся предложением по возврату части денег, заплаченных за смартфон, переходят с фичер-фонов на смартфон, около 35% заменяют смартфоны на более современную модель".
Тем не менее, как ранее отмечал президент "Евросети" Александр Малис, продажа сверхдешевых смартфонов пока приносит российским операторам только убытки. "Самые дешевые аппараты приемлемого качества без дотаций стоят около 4 тыс. руб., - говорит он. - Человек, который не может заплатить за смартфон такую сумму, точно не заплатит за дополнительные услуги столько, чтобы эта дотация окупилась".
Впрочем, необходимость продавать недорогие смартфоны стоимостью до 3 тыс. руб. вместе с особыми тарифами ощущают все операторы. "МегаФон" в апреле выпустил брендированный смартфон Login, представив его как "первый народный Android-смартфон на российском рынке" за 1990 руб. Аналогичное устройство по сходной цене уже реализует "ВымпелКом" - в середине февраля оператор объявил старт продаж брендированного смартфона "Билайн" Е600, произведенного ZTE Corporation, стоимостью 2990 руб.
Дарья Лютцау