Конец экстенсивного роста

Динамика экстенсивного роста сотовых операторов России упала - уровень проникновения сотовой связи, перевалив за 100%, продолжает увеличиватся, однако рост чистых подключений неуклонно снижается. По данным ACM-Consulting, за сентябрь этого года зарегистрировано 1,745 млн новых чистых подключений, притом что уже на протяжении почти трех лет эта цифра ежемесячно составляла более 2 млн.

Вчера две аналитические компании - J'son & Partners и ACM-Consulting -  обнародовали статистику числа активных SIM-карт на основе данных сотовых операторов по итогам сентября 2006 г. Согласно отчетам, к началу октября 2006 г. количество абонентов в России увеличилось до 147,2 млн пользователей (по данным J'son & Partners) и 146,9 млн (против 145,1 млн в августе этого года по данным ACM-Consulting). В J'son & Partners при этом уточняют, что из тех миллионов, что пользовались сотовой связью в сентябре, около 15 тыс. пользуется услугами сетей 3G (в рамках проекта Sky Turbo компании "Скай Линк" в Москве и Санкт-Петербурге).

В ACM-Consulting расширение общей абонентской базы объясняют постоянными переходами абонентов от одного оператора к другому. Согласно справке аналитиков, на фоне роста абонентской базы в целом, в России наблюдается снижение чистых подключений. За сентябрь 2006 г., по мнению экспертов, зарегистрировано лишь 1,745 млн новых пользователей. "Последний раз такие цифры были в феврале 2004 г - на протяжении почти трех последних лет планка чистых подключений не снижалась ниже отметки в 2 млн", - говорит партнер ACM-Consulting Александр Шатиков. По мнению аналитика, это - прямое свидетельство насыщения сотового рынка.

Уровень проникновения сотовой связи по числу проданных SIM-карт в России также растет. В августе он достиг по общим оценкам 100%. В сентябре аналитики J'son & Partners говорят уже о 103%, эксперты ACM-Consulting - о 101,2%. Сотовые ретейлеры традиционно опонируют этим цифрам. По их мнению, следует говорить о реальном уровне проникновения, который, по данным продавцов мобильных телефонов, значительно ниже 100%. Так, по данным аналитического отдела группы компаний Divizion, в России числится всего 80 млн людей, обладающих мобильным телефоном.

Среди всех сотовых операторов по количеству подключенных абонентов во всех регионах присутствия компаний, по данным ACM-Consulting по-прежнему  лидируют "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - 70,479 млн, против 69,450 млн клиентов в августе 2006 г. Далее идут "ВымпелКом" - 52,381 млн абонентов (51,938 млн в августе) и "МегаФон" (28,188 млн и 27,555 млн). При этом лидером по чистый приросту абонентской базы остается "МегаФон", подключивший 35,7%  всех новых абонентов, в МТС чистый прирост составил 23%, в "ВымпелКоме" - 9,3%. Еще 32% распределены по региональным операторам России.

"Региональные операторы в сумме привлекли почти столько же абонентов, сколько и "МегаФон", - соглашаются в J'son & Partners. При этом "МегаФон" уже в третий раз за год, притом второй месяц подряд, становится лидером по приросту количества абонентов в целом по России. В Москве оператор также лидирует по росту базы два месяц подряд (после пяти месяцев первенства в январе-мае 2006 г. в столичном регионе "МегаФон" на три месяца уступил лидерство МТС). МТС по итогам сентября как в России в целом, так и в Москве занимает второе место по приросту абонентской базы, тогда как "ВымпелКом" третий месяц подряд в целом по России и пятый месяц в московской лицензионной зоне демонстрирует самый низкий прирост среди операторов "большой тройки". "Для нас гонка за абонентами уже давно перестала играть решающую роль. Мы стремимся увеличить наши финансовые показатели за счет формирования, прежде всего, более качественной абонентской базы", - пояснила репортеру ComNews менеджер по связям с общественностью "ВымпелКома" Екатерина Осадчая.

Меж тем на Украине, пока не достигшей российского уровня проникновения, продолжается активный рост абонентской базы. По сообщению ACM-Consulting, в сентябре 2006 г. проникновение мобильной связи в этой стране достигло 84,9%, тогда как в августе этого года этот показатель составил 81,6%. Количество абонентов, соответственно, увеличилось с 38,846 млн пользователей в августе 2006 г. до 40,399 млн в сентябре.

Первое место по количеству абонентов продолжает уверенно занимать "Киевстар", обслуживавший в сентябре этого года 17,710 млн абонентов против 17,216 млн пользователей в предыдущем месяце. Второе место заняла украинская дочка российского оператора МТС - UMC - с абонентской базой в сентябре в 16,359 млн. Далее следует "Астелит" (5,140 млн абонентов в сентябре и 4,680 в августе 2006 г.). Замыкает четверку "дочка" "ВымпелКома" - "Украинские радиосистемы" (УРС), - за месяц увеличившая размер абонентской базы с 785,598 тыс. клиентов до почти миллиона - 938,647 тыс.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы