Компания IKEA («ИКЕА») – мировой лидер по производству и продаже мебели и предметов интерьера для дома и офиса, представленный более 242 магазинами, работающими под этим брендом в 34 странах мира. За 2005 финансовый год товарооборот группы компаний составил ?14,8 млрд, за этот же период магазины по всему миру посетили 410 млн человек. Первый магазин «ИКЕА» открылся в России в 2000 году. Сегодня работает уже 7 магазинов в пяти городах страны (3 – в столице, по одному – в Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге), при этом до конца текущего года планируется открыть еще один (в Петербурге).
Внедрение Microsoft Dynamics NAV в отделе корпоративного обслуживания компании IKEA началось централизованно, проект был реализован в достаточно короткие сроки (4,5 месяца). В компании IKEA это структурное подразделение выполняет функцию взаимодействия с юридическими лицами. Как пояснила руководитель отдела корпоративного обслуживания компании «ИКЕА» Наталья Рыкунова, «внедрение информационной системы было связано с необходимостью упорядочить расчеты с клиентами, снизить трудозатраты на обработку заказов с использованием нескольких информационных систем и, в конечном итоге, повысить качество и скорость обслуживания наших корпоративных клиентов». Автоматизация охватила соответствующие департаменты «ИКЕА» в магазинах Петербурга, Москвы и Казани.
Исполнителем проекта была выбрана московская консалтинговая компания NaviCon. Она образована в конце 2002 года и специализируется на комплексной автоматизации деятельности торгово-производственных компаний и предприятий сферы услуг. В активе компании – собственные отраслевые и функциональные (горизонтальные) решения на базе линейки продуктов Microsoft Dynamics, ориентированных на корпоративных пользователей. Кроме того, по итогам 2005-2006 финансового года компания NaviCon признана лучшим партнером Microsoft, работающим с решениями Microsoft Dynamics, в отраслях «Оптовая торговля и дистрибьюция» и «Профессиональные услуги». В штате компании более 50 сертифицированных специалистов, прошедших обучение продуктам Microsoft.
По словам координатора ИТ-проектов «ИКЕА» Булата Рахимбердиева, компания NaviCon была выбрана исполнителем по итогам проведенного тендера, в котором принимали участие ведущие партнеры Microsoft. Здесь важным фактором стал тот факт, что NaviCon смогла ввести новую систему в эксплуатацию в оговоренный срок и без остановки работы отдела, а также выполнять интеграцию Navision с внутрифирменными системами. В итоге проектом автоматизации были охвачены все основные бизнес-процессы отдела: управление взаимоотношениями с клиентами, работа с заказами клиентов, ведение расчетов, контроль дебиторской задолженности, формирование финансовой отчетности и так далее. Для внедрения были использованы такие модули Navision, как «Финансы», «Платежи» и CRM (управление взаимоотношениями с клиентами).
Что касается интеграции Microsoft Dynamics NAV с другими используемыми «ИКЕА» системами, то она составила значимую фазу проекта. В ходе выполнения работ были разработаны интерфейсы обмена данными между Microsoft Dynamics NAV и системами, реализующими функции первичной регистрации платежей, складского учета и ведения централизованного каталога товаров и услуг. Известно, что все системы, с которыми осуществлялась интеграция, были внутренними системами заказчика. Большинство из них разрабатывалось специально для «ИКЕА» и на рынке программных продуктов, соответственно, не представлено.
После запуска системы в промышленную эксплуатации, специалисты NaviCon приступили к консультациям пользователей и сопровождению работы системы – подписанный между сторонам договор поддержки включает полный комплекс услуг по сопровождению системы, включая удаленное обслуживание, установку новых версий, «горячую линию», а также предусматривает гарантированное время разрешения возможных инцидентов, связанных с эксплуатацией системы (SLA).
«Внедрение системы велось централизованно на центральном сервере компании в Москве, к которому подключены магазины во всех городах посредством терминального доступа», - рассказала менеджер по маркетингу NaviCon Анна Шульц. Всего IKEA было приобретено 40 так называемых «конкурентных сессий». Как уже говорилось, разработанная система эксплуатируется в магазинах «ИКЕА», расположенных в трех городах: Москве, Петербурге и Казани, и так как проект проводился централизованно, то платформа работает единообразно во всех региональных центрах компании, и ее использование не предполагает учета местных особенностей представительств. Планируется также, что с открытием новых магазинов IKEA число пользователей увеличится еще на 20 %.
Как сообщили в компании-интеграторе, уже получены первые положительные результаты эксплуатации системы: в отделе IKEA B2B снизились трудозатраты на ввод информации, уменьшилось время, затрачиваемое на обработку заказов клиентов, оперативно формируется необходимая аналитическая отчетность. «Мы считаем этот проект одним из самых удачных, из завершившихся в последнее время», - прокомментировал завершение работы коммерческий директор NaviCon Владимир Шаров. Объем инвестиций в проект не раскрывается.