Группа e-port (ЗАО «АВТОКАРД-Холдинг) основана в 1999 году в Москве. Основное направление деятельности компании – развитие и продвижение услуг электронной платежной системы, основанной на использовании универсальной предоплаченной карты – единой карты e-port. Карта e-port предназначена для оплаты счетов за услуги через Интернет или с помощью мобильного телефона, а также является универсальной технологической платформой для всех продуктов e-port. Агентская сеть компании насчитывает более 30 тыс. пунктов оплаты счетов, оснащенных системой «e-port дилер» в более чем 85 регионах России. Сейчас система принимает платежи для более чем 180 компаний: операторов сотовой (например, «Билайн», «МегаФон», «Скай Линк», МТС), фиксированной («Корбина Телеком», «Комстар», «МТУ-Интел», «РОЛ», «Центральный Телеграф»» и пр.) связи, продавцов консалтинговых, страховых, информационных, развлекательных и других услуг («НТВ Плюс», «Космос ТВ», ИД «Коммерсант», РБК и др.). Кроме того, в Москве уже существует возможность приема коммунальных платежей. Оборот группы по итогам 2005 года составил $740,5 млн.
Из всей продуктовой линейки группы e-port, предназначенной для организации приема платежей, можно выделить три ключевых продукта: «е-port дилер», «e-port мобайл» и «e-port терминал». Первый сервис – «e-port дилер» – представляет собой продукт, предназначенный для организации пунктов оплаты счетов за услуги участников системы в банках, на предприятиях розничной торговли и обслуживания населения. Технически «e-port дилер» представляет собой программный продукт, бесплатно устанавливаемый на компьютере агента, имеющем выход в Интернет.
Несколько более продвинутым сервисом является «e-port мобайл». По сути, это ПО (Java-приложение), устанавливаемое на мобильный телефон, предназначенное для приема платежей и продажи виртуальных карт предоплаты (PIN-кодов). Этот продукт предлагается на рынке с мая 2006 года и предлагается к использованию не только для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются приемами платежей (в основном тех, которые не могут воспользоваться доступом в Интернет по фиксированным линиям – в удаленных населенных пунктах, деревнях и т.д.), но и для частных лиц. Системные требования к мобильному телефону для установки приложения «e-port мобайл» соответствуют большинству современных широкодоступных моделей от наиболее популярных производителей.
Еще один продукт «e-port терминал» - это комплексное решение, как понятно из названия, состоящее из полноценного вендингового аппарата (платежного терминала самообслуживания) и ПО. Терминал позволяет клиентам не только совершать наличные платежи, но и воспользоваться банковскими картами, а также получать информационно-справочные услуги. Это относительно новое направление для компании e-port и позиционируется как решение «под ключ» - оборудование и ПО от единого поставщика.
Петербургский филиал компании был создан более 3 лет назад. Он отвечает за развитие бизнеса на всем Северо-Западе. Сейчас в филиале работает 4 сотрудника. Кроме того, партнерская сеть по приему платежей развивается с помощью агентов, которых в Северо-Западном регионе насчитывается несколько десятков. Так, в Карелии работает 10 крупных агентов e-port, они обеспечивают работу около 100 дилерских точек. На данный момент в Петербурге около 500 точек, работающих с продуктами «е-port дилер» и «e-port мобайл», а всего по СЗФО у петербургского филиала e-port насчитывается около 1,3 тыс. таких точек. «Мы демонстрируем хороший рост по направлению «e-port мобайл». Это оптимальное решение для сельских населенных пунктов, удаленных от основных коммуникаций, а ряд регионов Северо-Запада как раз отличается низким показателем урбанизации и географической распределенностью. Очень показательным, на мой взгляд, является пример из реальной жизни. В одной из деревень Новгородской области работает только один магазин на весь населенный пункт, в котором теперь с помощью нашего мобильного ПО (e-port мобайл) осуществляется прием платежей - это единственно возможный вариант оказания данных услуг в такой ситуации, – рассказал директор Северо-Западного филиала компании Сергей Базанов, возглавляющий петербургский офис с августа этого года, - И этот пример далеко не единственный, e-port мобайл пользуется особой популярностью в удаленных от городских центров районах. В среднем каждый месяц компания получает несколько десятков таких точек, и это только в нашем регионе, а ведь агентская сеть группы e-port присутствует на всей территории России».
Из петербургских провайдеров партнерами e-port являются все сотовые операторы, ряд столичных компаний (например, виртуальный сотовый оператор Matrix Telecom), а также местные игроки Apollophone, Mango tele.com, «Комлинк», «ВестКолл», «Вэб Плас», «Зебра Телеком», «Корпорация ОСС», «ЛАНК Телеком», «Твой Интернет» (ОАО ТКТ). В целом по региону e-port позволяет принимать платежи в пользу столичных и федеральных игроков, однако что касается местных компаний, то ситуация несколько различается в отдельно взятых областях, но, как правило, в активе представлено 1-2 локальных оператора. Например, в Архангельске с e-port работает «Архангельская телевизионная компания».
Развитие региональных представительств e-port по СЗФО – одна из основных задач петербургского филиала, так, недавно было открыто представительство в Сыктывкаре (Республика Коми), второй город на очереди – Калининград. Это происходит в рамках общей стратегии e-port, - за последние 2 месяца у компании открылось 13 новых представительств по России. «Мы видим, что на региональных рынках активно развивается рынок телекоммуникаций, причем не только сотовой связи. Технологии становятся повседневной необходимостью для каждого жителя, и, как следствие, возрастает интерес населения к наличию удобных возможностей для оплаты услуг. В целом мы ставим перед собой задачу, чтобы к концу 2007 года представительства e-port работали во всех центральных городах Северо-Запада», - сообщил Сергей Базанов.
Местные подразделения будут предоставлять все доступные в e-port услуги и, в частности, поставку под ключ платежных терминалов – «e-port терминал». Это относительно новое направление для петербургского офиса. Сейчас линейка терминалов представлена четырьмя моделями: Elegant, Classic, Light и Split Light. Все они выполнены по вандалоустойчивым технологиям. Терминалы Light и Split Light предлагаются в качестве базовой модели. Они представляют собой небольшие устройства, которые могут быть выполнены в качестве навесного (настенного платежного киоска), так и напольного одиночного или сдвоенного киоска на подставке со световым коробом. Сдвоенный киоск идеально подходит для размещения в больших общественных местах (аэропорты, вокзалы, торговые центры и т.п.) – с одной стороны он компактен и не требует много места, с другой - позволяет своему владельцу «не потерять» потенциального клиента, ведь стоять в очереди согласны далеко не все, а Split Light позволяет одновременно проводить оплату двум клиентам. Модели Elegant и Classic – это наиболее привычные по своему внешнему виду модели, так называемые массовые платежные киоски. В их комплектацию входит встроенный сейф для купюроприемника с индивидуальным замком.
Компания e-port предоставляет логистические услуги и сервисное обслуживание. Как рассказали в компании, вопрос с доставкой оборудования в регионы решается в течение 5 дней со дня заключения договора – производство и склад готовой продукции находятся в ближнем Подмосковье. Своей транспортной сети у компании нет, но организацией доставки с помощью транспортных компаний она занимается самостоятельно через постоянного и уже проверенного перевозчика. Как прокомментировал Сергей Базанов, «все оборудование на производстве проходит жесткую систему контроля: проще проверить сразу, чем потом ремонтировать». Стоимость одного терминала лежит в диапазоне от 96 до 180 тыс. рублей в зависимости от модели.
Сейчас рынок электронных платежей, в том числе и через терминалы, переживает в России настоящий бум. Если говорить о петербургском рынке, то до начала 2005 года здесь из автоматических устройств подобного назначения присутствовали лишь аппараты по продаже карт предоплаты (этой сетью владела компания X-Cards), которые представляют собой электромеханические устройства, в то время как платежный электронный терминал – многофункциональный аппарат, интегрированный в единую сеть с другими такими же устройствами. В свое время сеть аппаратов по продажам карт предоплаты развивала компания T-Pay, которая в 2002-2003 годах подключила около 40 аппаратов. Однако затем стратегия развития компании изменилась, и сейчас практически все автоматы по продаже карт сданы в аренду, а T-Pay сконцентрировалась на продвижении новой единой карты оплаты ОАО «МегаФон».
Новый виток начался в начале 2005 года, когда в Северной столице появились два полноценных сетевых игрока: местный «Унисенсор» (торговая марка «Уникасса») и столичный «Элекснет» (см. выпуск новостей от 30 марта 2005 г.). В конце 2005 года на петербургский рынок электронных платежей вышла московская компания «Парнет Экспресс», продвигающая свои услуги под торговой маркой I-box. Для реализации проекта была создана независимая местная компания «Интеронлайн СПб» (см. выпуск новостей от 19 января 2006 г.).
Сравнительно недавно на петербургском рынке активизировалась CyberPlat. Стратегия этой компании несколько отличается от традиционного бизнеса владельцев платежных терминалов. В качестве платежного механизма компания предлагает использовать уже существующие кассовые и платежные механизмы своих партнеров, которые при интеграции с системой через интернет-шлюз становятся платежным терминалом для оплаты услуг сотовой связи, коммунальных платежей и других транзакций (см. выпуск новостей от 12 апреля 2006 г.). Присутствует на рынке Петербурга и компания ОСМП – один из лидеров на федеральном рынке. В конце лета активизировалась на рынке Северной столицы и столичная компания «Универсальная Финансовая Система», специализирующаяся на приеме платежей за услуги сторонних компаний и разработке решений для онлайновых платежных систем (см. выпуск новостей от 28 августа 2006 г.). Сейчас петербургский рынок переживает новый этап развития – число игроков в ближайшее время вырастет в несколько раз, в том числе на рынке активизируются и небольшие сети, которые и являются основными потребителями платежных терминалов от сторонних производителей (в частности, «Унисенсор» использует собственное оборудование).