"Тройка" не знает, лететь или падать

Выручка "большой сотовой тройки" за девять месяцев 2014 г. выросла в рублях на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в долларах она снизилась на 8,1% из-за падения курса рубля. Инвестиционные затраты операторов уменьшатся, но незначительно, считают аналитики.

Таковы данные ComNews, основанные на объявленных финансовых результатах ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ОАО "МегаФон" и ОАО "ВымпелКом" за указанный период. Выручка в рублях составила 718,04 млрд руб. против 697,91 млрд руб. годом ранее, в долларах - $20,24 млрд против $22,03 млрд.

Проникновение мобильной связи в России равняется 170%, проникновение мобильного ШПД насчитывает 74% (ожидается, что к 2018 г. показатель достигнет 100%). Проникновение фиксированного ШПД достигает планки 50,2% домохозяйств или 60,3% населения, демонстрируя прирост 1-2% в год.

Разнонаправленное изменение выручки в рублях и в долларах вынудит сотовых операторов сократить инвестиционную программу и одновременно затормозит развитие сотовой сети, считает аналитик ИК "Русс-Инвест" Мария Шишкина. "Дело в том, что телекоммуникационное оборудование российские сотовые операторы покупают в основном импортное, за которое нужно расплачиваться в иностранной валюте, - поясняет она. - В условиях, когда доходы компании в долларах снижаются, одновременно снижается и покупательская способность компании в иностранной валюте".

Такое обстоятельство вынуждает сокращать закупку импортного оборудования, а когда альтернативы подобной продукции российского производства нет, иного выхода, как сворачивать непосредственно инвестиционные проекты, просто не остается, предостерегает Шишкина.

Логично предположить, что в связи с ослаблением рубля операторы могли бы пересмотреть инвестиционные программы, однако по итогам III квартала все представители "тройки" подтвердили ориентиры по объемам капитальных затрат (CAPEX), возражает аналитик UFS IC Анна Милостнова.

В среднем капитальные расходы составляют 15-20% от выручки сотовых операторов, напоминает она. По итогам девяти месяцев меньше всего в развитие сети в России вложил "МегаФон" (36 млрд руб., или 15,5% от выручки), больше всего – МТС (51 млрд руб., или 18% от выручки). CAPEX "ВымпелКома" только в III кв. составили 15,1 млрд руб., или 21% от выручки, что в абсолютном выражении превысило показатель вложений "МегаФона" (14,3 млрд руб. в III кв.). "Вымпелком пытается сократить свое отставание от конкурентов и поэтому существенно увеличил капитальные затраты в российский бизнес", - объясняет представитель UFS IC.

"Понятно, что возможности роста сегмента голосовых услуг связи ограничены. Поэтому-то операторы и вкладываются в развитие сети с прицелом на рост выручки от услуг передачи данных", - резюмирует Милостнова.

Девальвация рубля - неприятное явление, однако она не приведёт к серьёзному сокращению планов строительства новых сетей, уверен ведущий аналитик ОАО "Газпромбанк" Сергей Васин. "Бюджеты у телекоммуникационных операторов относительно скромные. Всего около 30% CAPEX идет на закупку оборудования и расходуется в долларах", - разъясняет эксперт.

Курс рубля к доллару США с 5 февраля по 5 декабря 2014 г. изменился на 48,6%, упав с 35,45 руб. до 52,69 руб. Причинами девальвации российской валюты стали политический кризис на Украине, экономические санкции западных стран и дешевеющая нефть.

Даниил Сидоров

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, МегаФон, выручка