Делу – время. И место. Обзор коворкингов Санкт-Петербурга на SPbIT.ru

Понятие коворкинга - помещения, где арендуют рабочие места - появилось в России недавно. Эксперты рынка недвижимости затрудняются дать оценку этому сегменту. Ведь коворкинг - это не офис, не хостел, не конференц-зал. Тем не менее, и крупные, и небольшие компании-операторы офисной недвижимости Северной столицы открывают подобные сервисы. Больше всего коворкинги востребованы среди клиентов IT-индустрии и работников творческих профессий (дизайнеров, фотографов).

Коворкинги прирастают фрилансерами

Сегодня все коворкинги Санкт-Петербурга можно условно разделить на три разновидности. К первой группе относятся услуги, которые предлагают крупные международные компании. Ко второй группе можно причислить коворкинги, которые предоставляют небольшие фирмы, то есть представители малого или среднего бизнеса. Особенность третьей группы - функционирование при каком-либо учреждении.

Эксперты считают, что рынок коворкингов будет расти. При этом даже кризис ему не только не угрожает, но даже может сыграть на руку. Причина в том, что данный вид услуг интересен фрилансерам разных профессий, а кризисы – это время фрилансеров.

Аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин  считает, что, несмотря на ухудшение экономической конъюнктуры, коворкинги - это перспективное направление услуг:
«Напротив, умеренный рост безработицы (5,8% в феврале 2015 по МОТ против исторического минимума 4,9% в августе 2014 года) должен способствовать росту числа фрилансеров, начинающих предпринимателей и компаний, сотрудники которых не работают в офисе,  так как разбросаны по находящимся на большом удалении городам, - поясняет он. - Таким образом, можно ожидать роста числа коворкинг-офисов как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах. Учитывая сокращение спроса на традиционные офисные помещения и стрит-ритейл в виду негативной экономической конъюнктуры, стоимость коворкинг-услуг не будет расти по мере увеличения спроса, так как их норма прибыли будет расти за счет снижения стоимости аренды».

Технополис: площадки для работы в пяти странах

Показательно, что на рынок коворкингов Санкт-Петербурга вышли крупные международные игроки, которые предлагают широкий спектр дополнительных сервисов. К этому разряду относится компания Технополис, для которой  коворкинг – одно из активных направлений бизнеса. В общей сложности около 40 000 человек и почти 1 700 компаний работают в кампусах Technopolis в Финляндии, Норвегии, Литве, Эстонии и России.

В Северной столице Технополис представлен крупным офисным проектом вблизи аэропорта «Пулково». Площадь первой очереди здания Technopolis Pulkovo 22800 кв. м., второй очереди – 20350 кв. м. В число клиентов Технополис входят высокотехнологичные российские и международные компании. Услуги компании охватывают все аспекты функционирования бизнеса: прием посетителей, организацию переговоров, питание, аренду конференц-залов, IT-услуги и многое другое. Помимо аренды конференц-залов и переговорных комнат, существует и сервис Бизнес-лаунж (Business-lounge): коворкинг с расширенным спектром услуг.

Факты о Technopolis Pulkovo

Факты о Technopolis Pulkovo

Бизнес-лаунж в Технополис предполагает совместную работу от двух до восьми человек одновременно. На данный момент для организации временных рабочих мест клиентам предлагаются три помещения. При необходимости их площадь может быть увеличена.

Стоимость коворкингов в Санкт-Петербурге

Стоимость коворкингов в Санкт-Петербурге

Арендаторам Technopolis компания делает скидку на коворкинг. «Сейчас мы наблюдаем увеличение интереса к данной услуге со стороны клиентов - российских и иностранных компаний, - сообщает сервис-координатор компании Александра Воробьева. - Аренда временного рабочего места отлично подходит как для компаний, которые относятся к малому и среднему бизнесу, так и для крупных компаний, обладающих штатом мобильных сотрудников. Если компания не имеет своего представительства в Санкт-Петербурге или находится в процессе организации петербургского офиса, Бизнес-лаунж при необходимости может служить заменой офису. Кроме того, услуга может оказаться чрезвычайно полезной для небольших компаний, чья деятельность обычно сосредоточена за пределами офиса. В таком случае, территория Бизнес-лаунж может послужить презентабельным офисом для встреч с клиентами и партнерами или для периодических совещаний с коллегами. В любом случае, клиенты получают доступ к большому количеству услуг Технополис. Бизнес-лаунж является «сетевой услугой»: временное рабочее место предоставляется клиенту в любом здании Технополис в пяти странах; у нас появляются гости от наших финских, норвежских, прибалтийских партнеров, которые гарантированно получат привычный для них набор услуг».

Потенциальным арендаторам предлагается совершить виртуальный тур по зданию Technopolis Pulkovo

Regus организует «бизнес-гостиные»

Regus — одна из тех международных компаний, которые предлагают систему так называемых «бизнес-гостиных», где также можно арендовать отдельное рабочее место. В Санкт-Петербурге Regus предоставляет в аренду помещения и рабочие места в бизнес-центрах «Синоп» и «Невский плаза». Чтобы воспользоваться услугами бизнес-гостиной, нужно приобрести членскую карту Businessworld Gold стоимостью от 29 долларов в месяц, то есть около 1500 рублей по нынешнему курсу. В стоимость входит беспроводной доступ в Интернет, возможность пользоваться оргтехникой, напитки. При покупке карты предоставляется скидка на использование конференц-залов, офисов на день, средств видеоконференцсвязи. Более дорогие карты открывают доступ к рабочим местам и дополнительным сервисам в разных городах и странах присутствия компании. Это, соответственно, карты Businessworld Platinum от 209 долларов в месяц и Businessworld Platinum Plus от 299 долларов в месяц. Правда, комментариев об этой услуге от компании мы так и не получили. 

Пространство ChangeLab: спрос стабилен

В числе наиболее известных игроков рынка коворкинга Санкт-Петербурга аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин назвал «ОФИС-М», «Зону действия», бизнес-инкубатор «Ингрия», «Коворкинг-центр Openspace».

Сегодня все операторы коворкингов отмечают стабильный или даже возрастающий спрос на свои услуги. При этом значительная часть их резидентов – IT-компании. В частности, об этом сообщил представитель площадки ChangeLab, которая располагается в Северо-Западном институте управления РАНХиГС на Васильевском острове и объединяет коворкинг, event-пространство, и образовательный клуб.

Пространство ChangeLab

«Спрос с начала 2015 года не изменился, но немного сменился состав резидентов коворкинга, - отметил куратор пространства ChangeLab, event-менеджер Александр Иванов. - Увеличилось количество просмотров». По его словам, рабочие места арендуют представители различных сфер бизнеса: дизайнеры, финансовые аналитики, менеджеры образовательных порталов, IT-специалисты, сотрудники рекламных агентств.

«Зона действия»: из Таиланда в Питер

Коворкинг «Зона действия», открывшийся в помещении бывшего Смольнинского хлебозавода на Лиговском (находится на одной лестнице с Лофт Проектом ЭТАЖИ), позиционирует себя как площадка, на которой происходят образовательные и культурные события. Кроме коворкинга, это еще и образовательный клуб. 

Коворкинг «Зона действия»

Координатор Лофт Проекта ЭТАЖИ, коворкинга «Зона действия» Мария Изотова рассказала, что в помещении есть две рабочие зоны: зона тишины и переговорная, также есть зона отдыха, которая может использоваться в качестве рабочей, здесь можно расположиться на «биг бэгах» вместо стульев. «Всего мы готовы вместить до 60 человек, поскольку фрилансеры имеют свой индивидуальный график работы, а сам коворкинг работает в режиме 24/7, - прокомментировала она. - Таким образом, можно работать в просторном помещении, где посетители сменяют друг друга. Это не условие работы, так получается на практике. Был период, когда к нам на дневной тариф приходили сотрудники, приехавшие из Тайланда, где они раньше работали. - Потом эта команда нашла себе офис и переехала. В целом на рынке для нас ничего не поменялось, в наших услугах все также нуждаются, а мы, в свою очередь, всегда готовы их предоставить».

Мария Изотова также подтвердила, что резиденты коворкинга – это IT-специалисты, web-дизайнеры, а также различные стартапы. Периодически там работают архитекторы, художники, переводчики, журналисты.

Бизнес-инкубатор «Ингрия»: коворкинг в придачу

Свой коворкинг 24*7 есть и при бизнес-инкубаторе «Ингрия». Его услуги для резидентов центра бесплатны, все остальные могут арендовать место за умеренную плату (см. Таблицу 1).

Как пояснили представители «Ингрии», поскольку большинство компаний-резидентов работают в сфере IT, именно представители этой сферы чаще всего предпочитают коворкинг. С начала 2015 года спрос на услугу не изменился, что объясняется постоянным присутствием там резидентов бизнес-инкубатора.

Коворкинг бизнес-инкубатора «Ингрия». Фото с официального сайта

Коворкинг бизнес-инкубатора «Ингрия». Фото с официального сайта

Компания «Офис-М» предлагает резидентам временные рабочие места в пяти офисных центрах. «Спрос в начале 2015 года незначительно увеличился, - пояснила руководитель коммерческого отдела компании «Офис-М» Евгения Васильева. – Арендуют места представители самых разных сфер бизнеса. Наиболее популярные - сфера услуг и консалтинга: туризм, юридические, бухгалтерские, рекрутинговые услуги».

Большинство коворкингов так или иначе заняты представителями IT. Но в Санкт-Петербурге также есть необычный формат: аренда рабочих мест для «ремесленников» «Класс труда». «Наша мастерская - это специализированный коворкинг для тех, кто работает своими руками и делает что-то из дерева, металла, кожи, глины, тканей и других материалов, - рассказал представитель площадки «Класс труда» Денис Гутов. - У нас отличная от традиционных коворкингов организация рабочего пространства, б'ольшая часть клиентов работают в общей зоне, а не на выделенных местах. Мы плавно и органически растем; как это соотносится с общим спросом на услугу, сложно оценивать».

Преимущества коворкингов

Преимущества коворкингов

Больше форматов хороших и разных

Каждый из петербургских коворкингов имеет свои отличительные особенности, свое неповторимое лицо. Они отличаются разными подходами к привлечению клиентов, системой оплаты и разными дополнительными «фишками». Понятно, что стул плюс компьютер с Wi-Fi вряд ли кому-то интересен. Молодым фрилансерам важно, чтобы в коворкинге происходили интересные события, более опытным представителям бизнеса необходима деловая среда, где можно устанавливать контакты с партнерами. Международные сети коворкингов будут развиваться, так как представителям бизнеса важно иметь полноценное рабочее место не только у себя дома, но и в командировке.

Сегодня есть все предпосылки к тому, чтобы само понятие коворкинга стало таким же привычным, как офис. Однако пока говорить о конкуренции крупных и мелких компаний на рынке аренды рабочих мест не приходится: у них разная клиентура, а рынок еще недостаточно насыщен.

* * *
Коворкинг (от английского co-working — «совместно работающие») — модель работы, при которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. Она занимает промежуточное место между работой из дома и использованием офиса. Первый коворкинг создал в 2005 году программист Бред Ньюберг, который арендовал большое помещение в офисном здании и предложил использовать его для работы таким же «свободным художникам», как он сам.

Рубрики: Оборудование, Кадры

Ключевые слова: Технополис, Technopolis, Ингрия