Хуже саранчи. Домашние сети страдают от вандалов

Сегодня в Петербурге продолжает расти популярность широкополосного доступа в Интернет в частном сегменте. Соответственно продолжает активно развиваться и рынок домашних сетей, продвигающий данную услугу по технологии Ethernet. Данная ситуация предоставила не только возможность выбора потенциальным абонентам, но и возможность незаконного заработка для вандалов, которые буквально обворовывают квартирных операторов, вырезая их сети.

Сейчас на рынке Петербурга действует более 50 более-менее заметных игроков на рынке домашних сетей, из них крупных, которые обслуживают более 5 тыс. подписчиков, уже можно насчитать около десятка. Прошлый год показал рост абонентской базы этого сегмента (напомним, что на рынке широкополосного доступа действуют также ADSL-операторы) в несколько раз. При этом актуальный тренд 2006-го года, который перейдет и в 2007-й – географическая экспансия операторов, которые активно осваивают новые районы (см., например, обзор от 29 декабря 2006 г.). В итоге, в городе появились не только районы, но и участки, где на один дом приходится по несколько провайдеров. На этот же период времени пришлось и другое явление – многие операторы домашних сетей Петербурга начали страдать от регулярного вырезания кабелей и кражи оборудования, причем в ряде случаев это носило регулярный характер..

Собственные расследования показали, что это были не происки конкурентов, как это было некогда, на заре становления этого рынка: в таких случаях не наблюдалось столь массового вырезания. В большинстве случаев они связаны с борьбой за территорию и абонентов. Мерами в подобных ситуациях является как срыв рекламы, так и порча оборудования (см., например, выпуск новостей от 31 июля 2006 г.). Кроме того, как правило, в данных случаях, испорченное оборудование оставалось на месте.

Хулиганством такого рода сейчас занимаются лица бомж и наркоманы, которые зарабатывают таким образом, сдавая сетевой кабель в пункты приема цветных металлов (впрочем, за незначительные деньги, 150 рублей за 1 кг или, по приблизительным подсчетам, по 1 рублю за метр). Для борьбы с вандализмом операторами были предприняты ряд мер, включая патрулирование территории, сотрудничество с милицией, объединение компаний для совместной борьбы, разработка специальных ящиков и оборудования. В результате было зафиксировано достаточное большое количество случаев, когда удалось поймать злоумышленников за руку. Все эти меры принесли свои плоды – хотя вандализм полностью остановить так и не получилось, его уровень стабилизировался на не столь значительном, как ранее, уровне, когда в ряде случаев он грозил оператору существенными убытками и, фактически, остановкой бизнеса. Правда, количество прецедентов, когда дело удавалось довести до суда, судя по опросу spbIT.ru, на весь город исчисляется единицами, когда количество краж в пересчете на одного оператора исчисляется десятками.

Судя по тому же опросу, основной всплеск краж уже прошел, и он пришелся на конец прошлого года. Тогда ситуация наблюдалась практически повсеместно, фактически во всех районах города.

Впрочем, в ряде случаев речь, как говорят наблюдатели рынка, могла идти и о недобросовестной конкуренции. «Кабель вырезали. Но это были не бомжи и вовсе не наркоманы, а явно конкурирующие организации, т.к. резали профессионально, вырезая по жиле или волокну из кабеля, причем в очень труднодоступных местах. Компания пострадала только на дни ремонтных работ - а точнее часы. Т.к. устранение неполадок велось в наикротчайшие сроки (20 мин - 8 часов). Были проложены скрытые дублирующие линии, переделаны полностью испорченные, поставлены сигнализирующие устройства. Считаю, от этого мы только выиграли, т.к. сейчас надежность наших линий повысилась», - отмечает коммерческий директор сети Fontanka Павел Кулыба. «Случаи вырезания кабеля у нас были в Кировском и Красногвардейском районах. При этом в первом районе у нас достаточно часто были прецеденты, когда витую пару вырезают целыми домами. В Красногвардейском районе было лишь два случая вырезания витой пары, но они, на наш взгляд, связаны с недобросовестной конкуренцией. В Кировском районе это были явно искатели «меди». В каждом случае мы оперативно реагировали на ситуацию, чтобы гарантировать нашим клиентам бесперебойность сервиса», - говорит руководитель проекта TiERA Валерий Стрельцов.

Некоторые игроки не готовы говорить об этой проблеме публично. Но, тем не менее, по признанию одного из игрока, у него в Кировском и Красносельском районах было вырезано порядка 6 тыс. м кабеля, а также активное оборудование (медиаконверторы, коммутаторы). Ущерб – без учета недополученной прибыли и затрат на восстановительные работы - составил около 400 тыс. рублей. Другие более откровенны. «С конца лета 2006 года мы зафиксировали многочисленные случаи вырезания медного кабеля. Указанная проблема относится в первую очередь к муниципальным многоподъездным домам, в которых не организовано элементарных средств ограничения доступа к инженерным коммуникациям. Мы считаем, что причиной возникновения этого стало значительное повышение стоимости медного лома в пунктах приема цветного металла. Особенно часто от вандализма страдали несколько домов в районе станции метро «Проспект Просвещения». На этих домах в сентябре-октябре проблемы могли возникать еженедельно», - рассказывает директор по развитию компании «ЦИТ «Домашние сети» Павел Кропачев.

«Случаи вырезания кабеля были на всей территории, где мы работаем. Началось это вместе с «первым звонком» - 1 сентября 2006 года. Ущерб значительный: в среднем вырезалось примерно 1-2 дома в день, в тех местах, где было более 10 абонентов в парадной», - отмечает руководитель петербургского филиала компании «Корбина Телеком» Денис Куликов. «С сентября 2006 систематически вырезают кабель в домах по проспекту Солидарности, улицам Коллонтай, Подвойского. Ущерб очень велик», - добавляет начальник отдела развития бизнеса компании «Ниеншанц-Хоум» Дмитрий Горохов.

«Случаи есть и продолжаются до сих пор, рекорд - 10 домов за ночь. Кабеля за весь период вырезаны многие километры. В целом урон незначительный, однако абонентам доставлены большие неудобства т.к. вырезают, как правило, одни и те же дома», - говорит генеральный директор компании «Антхилл» Константин Агафонов. «Случаи вырезания кабеля, безусловно, были. Это были даже не случаи, а ежедневно возникающая проблема. Материальный ущерб компании «Цифра» за 2006 год исчисляется суммой в размере около $10 тыс. В то время как ущерб бренда «Цифра» от подобного вандализма оценить трудно. Мы оцениваем его гораздо выше материального», - комментирует менеджер по рекламе компании «Цифра» Мария Лазарева.

Для борьбы с вандализмом операторами домашних сетей были предприняты различные меры. Какие-то из них являются эффективными, какие-то – не очень. Например, провайдер TiERA вешал замки на двери на чердаки, где-то и заваривал решетки на чердаки. Но, по мнению Валерия Стрельцова, это «помогает, но не спасает»: «Бывают случаи, когда выламывают железные двери вместе с элементами стены и срезают витую пару, причем это происходит днем, но, как обычно, жильцы «ничего не видели, ничего не слышали». А один из операторов, действующий на Юго-Западе города, начал использовать специальные антивандальные ящики, которые невозможно вскрыть без использования специнструментов. Как отметили в компании, после смены ящиков и совместных с другими операторами дежурств, взломы ящиков прекратились. Однако появились случаи вырезания витой пары. Отметим, что в целом, по оценке большинства представителей рынка домашних, подобные меры не очень эффективны, т.к. они не спасают от вырезания кабеля, а защищают только оборудование.

Также многие компании для разрешения ситуации начинали сотрудничество между собой и с представителями правопорядка. Так, провайдер «Антхилл» предпринимал как самостоятельные меры, так и в сотрудничестве с милицией. Служба безопасности компании объезжала пункты приема цветных металлов с целью проведения расследования, также выяснялись наиболее привлекательные для воров дома. Сотрудники «Антхилла» самостоятельно и с представителями милиции дежурили у объектов. «В результате по сумме различных случаев удалось задержать троих человек: двое из них, у которых уже были условные сроки, получили по суду реальные сроки, один сегодня находится под судом», - сообщили в компании.

Схожие действия предпринимает и компания «Ниеншанц-Хоум», которая сотрудничает с местными органами милиции, а также своими силами ловит нарушителей. Кроме того, ею организована «антивандальная» горячая линия, и по звонку, а также на характерные для вырезаний кабеля сетевые проблемы выезжает собственная оперативная бригада.. «Таким образом мы поймали уже более 10 человек. Мы уменьшили вандализм примерно в два раза, но полностью проблему не решили. Но мы продолжаем работу в том же ключе», - говорит Дмитрий Горохов. Кроме того, меры по устранению последствий вандализма предпринимаются компанией «Цифра» как самостоятельно (мониторинг сети, создание групп быстрого реагирования, установка решеток, замков, дверей), так и в сотрудничестве с другими операторами. Это комплексные меры, направленные, с одной стороны, на восстановление кабеля и возобновление связи у клиентов, а с другой стороны, на сотрудничество с милицией в тех районах, где данная проблема стоит особенно остро.

Компанией «Корбина Телеком» были также предприняты комплексные меры. «Проблема объединила всех крупных операторов, работающих на пострадавшей территории: мы начали встречаться, знакомиться и решать общую проблему - это очень положительный момент. Также были установлены решетки и металлические двери», - говорит Денис Куликов. Сотрудничество с другими операторами и милицией было начато компанией SkyNet (основное место его дислокации – Фрунзенский район), патрулирование велось во всех районах действия оператора. Кроме того, представителями сети совместно с милицией были проведены разъяснительные беседы с работниками пунктов приема цветных металлов, а также с лицами, потенциально склонными к такому роду криминальной деятельности. Как отмечает генеральный директор компании SkyNet Александр Крылов, подобные превентивные меры дали существенный результат.

Еще один пример слаженной работы: были объединены усилия нескольких кабельных операторов связи, жильцов верхних этажей и милиции в Выборгском районе. По словам Павла Кропачева, тогда было поймано на месте совершения преступления несколько групп воров. Ими оказались несовершеннолетние подростки из неблагополучных семей и наркоманы. Часть воров удалось привлечь к ответственности. Также аналогичных результатов добились другие операторы в Калининском и Выборгском районах города. Напомним, что еще осенью прошлого года компания «Неваком», работающая в Приморском и Выборгском районах, организовала народные дружины. Данные действия также помогли поймать нескольких злоумышленников (см. выпуск новостей от 12 сентября 2006 г.).

Сегодня, по оценке игроков рынка домашних сетей, число случаев вандализма значительно сократилось, хотя избавиться от них совсем, пока не получилось. «Наиболее эффективными мерами в данной ситуации является патрулирование силами работниками компании, установка и мониторинг средств сигнализации на взлом ящиков и обрыв витой пары, а так же закрытие доступа на чердачные помещения», - отмечает один из наблюдателей рынка. «В настоящее время количество подобных случаев заметно снизилось. Все из выше перечисленного в той или иной мере используется нами для предотвращения воровства и борьбы с ним. Однако считаем, что полностью искоренить проблему может только решение социальных вопросов и повышение качества обслуживания ЖКХ», - говорит Павел Кропачев. «За январь у нас было чуть меньше 10 случаев среза витой пары. Впрочем, сотрудничество с администрацией и милицией не дает никаких результатов», - отмечает Валерий Стрельцов. «Фактически на каждое наше ухищрение наркоманы (а кабель вырезают, как правило, их представители) находят свои «контрухищрения». В целом, однако, мы надеемся, что наша деятельность хотя бы не дает вырасти этому явлению в эпидемию», - отмечает Константин Агафонов.

«Меры эффективны при комплексном подходе. Волну вырезаний нам удалось остановить, и мы почувствовали силы и способности решать эту проблему. Сейчас режут 1-2 дома в месяц – это относительно небольшой поток, поэтому всех удается ловить. Так что потенциальные воры уже начинают задумываться – а стоит ли им идти на такой риск», - добавляет Денис Куликов. «Все предпринятые меры, несомненно, дали свой результат, хотя лучше всего они действую в рамках единой системы. Сейчас ситуация значительно улучшилась. Случаев вандализма стало меньше, и они перестали быть массовыми. Точечно это все равно происходит, с чем мы продолжаем бороться», - комментирует Мария Лазарева. «По нашему опыту, эффект может дать создание собственных патрульных отрядов в совокупности с сотрудничеством с милицией, ведь мало поймать нарушителя, надо, чтобы далее им занималась милиция. Также важны технические преграды в виде закрытых чердаков. Кабель режется в основном на муниципальных домах со свободным доступом на чердак. В хорошо защищенных домах ТСЖ у нас не было зафиксировано ни одного случая вандализма», - резюмирует Дмитрий Горохов.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Оборудование, Регулирование, Финансы