Онлайн-рынок не падал

Участники российского рынка интернет-торговли электроникой опровергают данные АКИТ. Ассоциация сообщила о снижении на 2,4% объема онлайн-продаж бытовой техники и электроники в первом полугодии 2015 года. По данным "Яндекс.Маркета", наоборот, в первые шесть месяцев года наблюдался рост товарооборота в рублях на 14,3%. Представители опрошенных ComNews компаний также подтверждают отмеченную агрегатором тенденцию.

Данные "Яндекс.Маркета" противоречат полугодовой статистике, которую обнародовала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), сообщили ComNews представители интернет-агрегатора. По подсчетам аналитиков "Яндекс.Маркета" в первом полугодии 2015 года онлайн товарооборот электроники, компьютерной и бытовой техники в рублях вырос год к году на 14,3%. Свои расчеты компания основывает на статистике нескольких тысяч магазинов, которые размещаются на площадке агрегатора. Больше всего по обороту выросла бытовая техника - на 24,2%. Рост в компьютерной технике составил 12,8%, а в электронике 8,6%. Прирост в деньгах эксперты "Яндекс.Маркета" объясняют "взлетевшими ценами".

В количестве продаж картина иная - компания отмечает снижение спроса на 5,7%. Спрос на электронику упал на 7,2%, на компьютерную технику - на 8,8%. Исключением стала бытовая техника, которая показала рост спроса на 1,5%. В категории "оргтехника" (сканеры, принтеры, МФУ) оборот в деньгах вырос на 29%, а спрос остался на прошлогоднем уровне. "Компьютеры, телефоны, фотоаппараты и прочую электронику люди в основном обновляют в погоне за более современными моделями. Поэтому в кризис они могут отказать себе в этой роскоши. А вот спрос на бытовую технику подвержен не столько моде, сколько реальной необходимости, поэтому даже в сложные времена люди вряд ли откажут себе в стиральной машине, если старая вышла из строя или они только что въехали в новую квартиру", - пояснил руководитель "Яндекс.Маркета" Павел Алешин.

Ранее АКИТ сообщила, что по итогам первого полугодия 2015 объем онлайн-продаж бытовой техники и электроники (БТиЭ) составил 72,9 млрд руб., что на 2,4% ниже, чем в аналогичный период прошлого года. По словам представителей ассоциации, падение онлайн-продаж в этом сегменте отмечается впервые - тренд сменился из-за тяжелой макроэкономической ситуации, вызвавшей рост цен и снижение покупательской способности. Спад наблюдается почти во всех товарных категориях, составляющих 80% рынка БТиЭ, отметили эксперты АКИТ. На 5,2% сократился объем продаж компьютеров и ноутбуков, на 0,8% — крупной бытовой техники, на столько же — мелкой бытовой техники, на 15,7% — потребительской электроники, на 31,9% — фотоаппаратуры. Выросли только продажи телефонов и смартфонов — на 23,6%, но они составляют лишь пятую часть сегмента. Продажи онлайн-магазинов и традиционных ритейлеров БТиЭ по итогам полугодия просели на 15,6%, до 653 млрд руб., подчеркивает АКИТ, которая объединяет 16 ритейлеров, включая "М.Видео", "Эльдорадо", MediaMarkt и "Связной".

Рынок интернет-торговли растет, утверждает партнер исследовательской компании Data Insight, член программного комитета ИРИ Федор Вирин. "За первое полугодие весь рынок вырос на 7% в продажах (в штуках) и на 28% в деньгах. Электроника во всех видах составляет половину рынка", - заявил он ComNews.

Ранее Федор Вирин раскритиковал отчет АКИТ в своем блоге. "Мне вот очень интересно: когда ассоциация, объединяющая крупнейших игроков отрасли (которые только что отчитались по первому полугодию и сказали, что рынок растет двузначными темпами) публично выпускает отчет, в котором пишет, что рынок в рублях падает при падении курса национальной валюты в два раза и соответствующим повышением цен на этом рынке ... они на что надеются?", - написал эксперт в Facebook.

Данные, которые приводят игроки рынка, подтверждают информацию "Яндекс.Маркета". По итогам полугодия онлайн-продажи "М.Видео" выросли почти на 30%, сообщил ComNews представитель компании Антон Пантелеев. "В онлайне мы показали существенный прирост. Во многом он обеспечен "цифровыми" категориями, такими как смартфоны, планшеты, игровые консоли. В первом полугодии традиционно не очень активно продаются телевизоры и крупная бытовая техника, но с началом изменений курса рубля интерес к ним возвращается, так как для покупателей это инвестиционная покупка", - пояснил он.

Онлайн-продажи растут быстрее оффлайна, сообщил ComNews вице-президент по операционной поддержке "Эльдорадо" Павел Новак. "По итогам I полугодия 2015 года интернет-продажи составили почти 15% от общего оборота компании, причем стоит отметить, что сейчас мы наблюдаем рост – доля онлайн-оборота в августе достигла 16,5%", - заявил он.

По данным аналитиков рителйлара "Связной", продажи различных категорий персональной электроники в 2015 году на российском рынке в целом (и онлайн и офлайн), действительно, снизились. По их оценкам в I полугодии было продано 9,1 млн смартфонов – на 11% меньше, чем годом ранее. Оборот от продаж этой категории (оффлайн и онлайн) также упал на 2% к прошлому году. "Снижение в деньгах менее значительно, чем в штуках, из-за роста цен", - пояснил  директор по развитию продаж "Связного" Рустам Шубенок. Продажи планшетов снизились еще значительнее – на 30% в штуках и 36% в рублях. В этом сегменте падение в деньгах больше чем в натуральном выражении, так как покупатели сейчас предпочитают самые дешевые модели.

При этом, в онлайне, по данным ритейлера, ситуация лучше, чем на рынке в целом. "Продажи смартфонов продолжают расти в деньгах – это связано с тем, что онлайн традиционно покупают более дорогие модели, цены на которые увеличились значительно. Кроме того, в условиях кризиса больше людей обратилось к онлайн-магазинам, поскольку в этом канале проще мониторить и сравнивать цены", - сказал Рустам Шубенок.

В сети "Связного" продажи в штуках в I полугодии остались на уровне прошлого года, что на фоне падающего рынка в компании считают "отличным показателем". Для 2015 года характерна зависимость всплесков клиентской активности от курсов валют, утверждают в компании - как только рубль падает значительно, продажи начинают расти. "Например, в начале прошлой недели оборот от продаж Svyaznoy.ru вырос на 85%, средний чек вырос более чем на 25%. В такие моменты наибольшим спросом пользуются гаджеты высоких ценовых сегментов, что оказывает влияние в первую очередь на объем рынка в деньгах сообщил директор по развитию продаж "Связного" Рустам Шубенок.

Виталий Акимов

Тематики: Торговые сети, Web

Ключевые слова: Яндекс, электронная торговля, интернет-магазин