Пиринговые недоразумения. «Элтел» и «Ютранзит» не нашли общего языка

Пользователи петербургского провайдера «Элтел» оказались отключенными от интернет-сайтов, находящихся на хостинге у компании ValueHost.ru, принадлежащей магистральному оператору «Ютранзит». Как выяснилось, проблема возникла между проектом RETN.net, в котором участвует «Элтел» и чьими ресурсами он пользуется, и компанией «Ютранзит» после того, как последняя изменила приоритезацию трафика. Хотя ситуация на данный момент получила свое частичное разрешение, в целом это не первый подобный случай на российском интернет-рынке.

Напомним, что RETN.net расшифровывается как Real Time Network. Этот проект действует с 2002 года и сейчас представляет собой одну из крупнейших в стране магистральных сетей, которая соединяет российских операторов с зарубежными поставщиками трафика. Его особенность в том, что сеть создана и эксплуатируется на паритетных условиях двумя операторами – «ПетерСтар» и «Элтел» (см., например, выпуск новостей от 17 июня 2005 г.). Компания «Элтел» уже несколько лет выступает поставщиком интернет-канала для большинства провайдеров Петербурга, а осенью прошлого года приступила к развертыванию собственного проекта домашней сети, объединившись с оператором «Транскейно» (см. выпуск новостей от 25 октября 2006 г.). Компания «Ютранзит» (Utransit) появилась на петербургском рынке передачи данных в 2004 году, свою деятельность в России она начала с приобретения активов одного из крупнейших хостинговых провайдеров России ValueHost.ru (ЗАО «Вэб Хостинг») (см. выпуск новостей от 24 ноября 2004 г.).

Некоторое время назад для пользователей домашней сети «Элтел», а также операторов, арендующих у него каналы, стали недоступны интернет-ресурсы, хостинг для которых обеспечивал провайдер ValueHost.ru. «К нам начали поступать обращения пользователей, в которых говорилось, что невозможно зайти на ряд сайтов», - рассказывает директор по развитию компании «Элтел» Андрей Кузнецов. Проведенная после этого «Элтелом» техническая проверка показала, что компанией «Ютранзит» был включен механизм приоритезации трафика, который ограничивал трафик российских сетей через каналы на Запад. Отметим, что сегодня канал связи «Ютранзита» проходит через другие страны, в частности его пиринг (прямой обмен трафиком) с «Элтелом» обеспечивается в Лондоне.

«Мы обратились к руководству компании «Ютранзит» с целью решения возникшей проблемы. В частности, «Ютранзиту» было предложено организовать пиринг на точке обмена трафиком М9 в Москве. Но результата этот шаг не дал. Через какое-то время мы повторили попытку, но итог был тот же. Тогда мы просто посоветовали своим пользователям заходить на сайты ValueHost.ru, используя proxy-сервера. Это помогло частично разрешить проблему», - продолжает Андрей Кузнецов. В компании «Ютранзит» рисуют немного другую картину. «Целесообразность пиринга у нас рассматривает коммерческий отдел для каждого провайдера в отдельности. С «Элтелом» не обменивается ни один из крупных операторов в России, и, кроме того, весь их трафик в основном «ходит» через другие страны. Поэтому, по нашему мнению, «Элтел» перекладывает часть вины из-за неработающих сайтов на других операторов, чтобы оправдаться перед своими клиентами», - прокомментировали в «Ютранзите».

Свою же позицию в самой сложившейся ситуации в «Ютранзите» объясняют следующим образом: «В данной ситуации дело не в недоступности самих сайтов. Если проанализировать ситуацию глубже, включая отслеживание путей и скорости прохождения трафика, то можно увидеть, что сеть RETN.net недопустимо «тормозит» где-то в Европе. Дело в том, что их сеть организована за пределами РФ. Может быть, это связано с тем, что у RETN.net нет разрешительных документов для работы в нашей стране – по крайней мере, сеть на сайте в России присутствует, а лицензии не указаны. Но некоторые домашние сети и провайдеры могут сэкономить, пропуская трафик через таких операторов и перенаправляя его через Нью-Йорк, Стокгольм и т.д. Это дешево, но не гарантирует качество. В результате и могут возникать различные недоразумения».

На момент подготовки материала интернет-ресурсы, хостинг которым обеспечивает ValueHost.ru, стали доступными для пользователей «Элтела» и других сетей, хотя некоторые из них продолжают достаточно долго загружаться. При этом разрешилась ситуация фактически сама собой, и со стороны «Элтела» действия завершились советом использовать proxy-сервера.

По оценке наблюдателей рынка подобный случай в первую очередь ударил по пользователям обеих компаний и, в результате, может отразиться на имидже каждой из них. «Кто бы ни был виноват в данной ситуации, такой шаг не дает преимуществ никому из операторов, а только подрывает их имидж, т.к. в первую очередь здесь страдают пользователи. В целом же я не исключаю возможности, что основной идеей ввода системы приоритезации трафика со стороны «Ютранзита» является его желание заставить мелких операторов покупать у него трафик», - полагает коммерческий директор компании «Объединенные сети» (напомним, что эта компания также продвигает свои услуги как внешнего провайдера) Дмитрий Петров.

Напомним, что в свое время ограничение на доступ к ряду ресурсов для оператора «Комлинк» ставил и сам «Элтел». Тогда причиной подобных действий стал долг «Комлинка» на оплату услуг оператора. Также несколько лет назад был конфликт между крупнейшим хостинг-провайдером Masterhost и национальным интернет-провайдером «РТКомм.ру». Тогда руководство Masterhost сочло несправедливой ситуацию, когда веб-мастера сами платят за генерируемый трафик со своих ресурсов. Компания «РТКомм.ру» в этом случае получал двойную выгоду от этих выплат и перепродажи того же самого трафика его потребителям. Чтобы изменить ситуацию Masterhost вообще перестал брать плату за трафик размещенных на серверах компании сайтов и даже начал приплачивать за него веб-мастерам. В итоге у пользователей Masterhost начались проблемы с доступом к сайтам через сети «РТКомм.ру». А одним из крупнейшим скандалом в области пиринга стал одновременный ввод в 2002 году тремя крупнейшими интернет-операторами России «Голден Телеком», «РТКомм.ру» и «МТУ-Интел» (сейчас «Комстар-Директ») новых правил предоставления исходящего интернет-трафика другим игрокам рынка. Основное нововведение – отмена бесплатного и неограниченного по объему трафика, то есть эти операторы фактически отказались от пиринга с другими компаниями. В итоге, трафик пошел обходными путями и часто - через зарубежный сегмент Интернета, что повлияло работу ряда провайдеров и связность российской сети в целом.

Подробности

Компания «Элтел» вышла на рынок в начале 2001 года. Учредители - частные лица. Сначала компания фокусировалась на предоставлении услуг хостинга и аренды приложений (ASP) под брендом HostWay.ru. В 2002 году она вышла на рынок телефонии и выделенного доступа в Интернет и начала активно развивать собственную волоконно-оптическую сеть по городу. Сейчас компания имеет собственные магистральные узлы в Москве, Петербурге, Амстердаме, Стокгольме, Лондоне и Нью-Йорке. Ее городская сеть в Петербурге включает в себя 69 узлов и 415 км оптики. Также «Элтел» предоставляет услуги передачи данных и сдачи каналов в аренду. На данный момент внешние ресурсы компании включают в себя каналы емкостью 4 Гбит/с на Россию и 3 Гбит/с – за рубеж. С осень 2006 года компания развивает проект домашней сети, сегодня она работает в Выборгском, Приморском, Калининском, Красногвардейском, Фрунзенском, Красносельском, Кировском, Василеостровском и Петроградском районах.

Британская компания Utransit вышла на российский рынок в 2004 году. Центральный офис компании находится в Петербурге. Деятельность оператора направлена на организацию предоставления услуг связи для провайдеров. В 2006 году глобальная сеть передачи данных достигла уровня STM-4 и была модернизирована для сервисов VPLS QoS. Межоператорское подключение осуществляется в Москве и Петербурге.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Web