«Элтел» получил доступ на рынок домашних сетей. С помощью «Транскейно»

Один из крупнейших универсальных операторов Петербурга «Элтел» и провайдер услуг домашних сетей «Транскейно» объявили об объединении своих бизнесов. Декларируемая цель этого альянса – в течение года войти в тройку крупнейших провайдеров города, работающих с квартирными абонентами. Новый проект будет действовать под брендом «Элтел».

Компания «Элтел» вышла на рынок в начале 2001 года. Учредители - частные лица. Сначала компания фокусировалась на предоставлении услуг хостинга и аренды приложений (ASP) под брендом HostWay.ru. В 2002 году она вышла на рынок телефонии и выделенного доступа в Интернет и начала активно развивать собственную волоконно-оптическую сеть по городу. Сейчас компания имеет собственные магистральные узлы в Москве, Петербурге, Амстердаме, Стокгольме, Лондоне и Нью-Йорке. Ее городская сеть в Петербурге включает в себя 69 узлов и 415 км оптики. Также «Элтел» предоставляет услуги передачи данных и сдачи каналов в аренду. На данный момент внешние ресурсы компании включают в себя каналы 4 Гбит/с на Россию и 3 Гбит/с – за рубеж.

Компания «Транскейно» была основана почти 6 лет назад и начинала свою деятельность как оператор связи, который работал только с юридическими лицами. Тогда в сферу деятельности входило несколько бизнес-центров в разных районах Петербурга. Начиная с августа 2005 года, она вплотную занялась освоением рынка домашних сетей. Сейчас сеть работает в восьми районах города: Кировском, Красносельском, Приморском, Петроградском, Фрунзенском, Калининском, Василеостровском и Выборгском.

Сейчас компании объединяют бизнесы, и планируют благодаря этому активизироваться в направлении предоставления широкополосного доступа в Интернет для домашних пользователей. Отметим, что начало сотрудничества компаний было положено более четырех лет назад при подписании «Совместного соглашения о партнерстве». Тогда компания «Транскейно» стала коммерческим представителем «Элтела» по предоставлению доступа в Интернет и услуг телефонии для юридических лиц, а после получения необходимых лицензий вышла на рынок домашних сетей. Впрочем, в свое время «Элтел» и самостоятельно рассматривал возможность выхода на рынок домашних сетей, где у него есть несколько десятков клиентов. В конце 2005 года, по данным spbIT.ru, были даже разработаны собственные тарифы для домашних пользователей. Кроме того, компания обслуживала ряд таких подписчиков – до 100 человек.

«Такой финал нашего многолетнего сотрудничества весьма логичен. Причем, в этом случае произошло не поглощение, не покупка, а именно единение двух полноценных и самодостаточных операторов для вывода своего сервиса на более высокий качественный уровень», - говорит генеральный директор ЗАО «Элтел» Евгений Андреев. Напомним, что особенность бизнеса этого оператора в том, что по некоторым оценкам около 80 % от объема предоставляемых им услуг приходится на передачу данных, в частности, «Элтел» является одним из ведущих поставщиков внешних ресурсов для ряда городских домашних сетей. Из похожих примеров - проект «Ниешанц-Хоум» в свое время также вырос из направления работы «Ниеншанц-Телеком» с домашними сетями.

«Последний год нашего развития и особенно те темпы строительства домашних сетей, которые сформировались на текущий момент, привели к осознанию того, что в одиночку будет очень сложно реализовать все задуманное. А так как мы традиционно развивались на магистральных ресурсах «Элтел» и совместно отрабатывали технологии предоставления новых услуг, то решение было легким и обоюдным», - добавляет генеральный директор ООО «Транскейно» Павел Аристов. На данный момент первыми шагами совместной деятельности стала акция «512 кбит/с безлимитного доступа за 512 рублей». В ближайших планах - объединение сетевых ресурсов петербургского и московского сегментов домашних сетей через магистральный канал Элтела».

Как отмечают наблюдатели рынка, интерес «Элтела» к рынку домашних сетей понятен: сейчас это быстро развивающийся и достаточно прибыльный бизнес – при среднем ARPU (доходе с абонента в месяц) по городу в районе $20-25 подключение одного подписчика «отбивается» в течение года. Однако, конкуренция на этом рынке тоже растет: сейчас по городу действует более 50 заметных игроков, среди которых крупнейшие (по количеству абонентов) «Матрикс Сетевые Решения», AntHill, Z-Telecom, «Корбина Телеком» и др. Тенденция последнего времени – активизация в сегменте домашних сетей универсальных крупных игроков, например, «Вэб Плас» (см. выпуск новостей от 28 сентября 2006 г.), «ВестКолл» (см. выпуск новостей от 13 сентября 2006 г.), «ПетерСтар». В следующем году здесь планирует начать работу «Голден Телеком» (см. выпуск новостей от 18 октября 2006 г.). Из аналогичных проектов – «Линия 1», базирующаяся на технической базе «Петербург Транзит Телекома», домашний проект «ЛАНК Телекома», и, кроме того, на этом рынке активно работает крупнейший кабельный оператор ТКТ. Поэтому, как отмечает генеральный директор компании AntHill Константин Агафонов, на первый план при работе на данном рынке выходят атрибуты серьезного оператора связи, включая возможности для инвестирования – как в сеть, так и в сервис, в частности, в создание колл-центров и т.д. С этой точки зрения, как отмечают наблюдатели, новый альянс выгоден для владельцев «Транскейно», которые получили в лице «Элтела» не только первичного провайдера и владельца магистральной сети в городе, но и профильного инвестора.

Существуют и другие оценки этого шага. В частности, как отметил руководитель одной из крупнейшей домашней сети Петербурга, создание нового альянса может иметь целью и перепродажу этого бизнеса, причем, одним из наиболее возможных покупателей называется холдинг «Система Телеком». Напомним, что он развивает в Москве услуги широкополосного доступа в лице проекта «Стрим», который с этого года работает и в ряде регионов. В числе приоритетных направлений развития со стороны «Системы» назывался и Петербург. Компания уже предпринимала попытки выйти сюда как самостоятельно – через «дочку» МТУ-Интел», которая и развивает «Стрим», - так и через оператора «Метроком», в котором москвичам принадлежит 45 %. Однако эти попытки оказались безуспешными, в частности, в последнем случае, «Система» не смогла договориться с другим акционером «Метрокома» - администрацией города (см., например, выпуск дайджеста от 7 июля 2006 г.). В этом году холдинг через свой крупнейший актив «Комстар» получил контроль над оператором «Астелит», который работает и в Петербурге (см. выпуск новостей от 12 июля 2006 г.), и, кроме того, сам «Комстар» начал ряд проектов в городе (см., например, выпуск новостей от 24 мая 2006 г.). Однако, «ходоки» от «Системы Телеком», по некоторым свидетельствам, продолжают регулярно навещать игроков петербургского рынка широкополосного доступа. При этом «Элтел» считается одним из самых привлекательных активов. «Однако если его владельцам не интересно отдавать весь бизнес, то в дальнейшем такую часть, как домашние сети, они могли бы продать», - отмечает эксперт.

Отметим, что сегодня на рынке домашних сетей уже действует несколько альянсов операторов, в свое время объединившихся под единым брендом. Например, таковым является «Антхилл», который был образован весной 2005 года на базе трех сетей – «Парадиз», «Диалинк» и «Ржевка». Однако в августе того же года произошло окончательное слияние сетей в единое юридическое лицо – ООО «РайНет», которое на данный момент владеет торговой маркой «Антхилл» (см. выпуск новостей от 30 августа 2005 г.). Еще один альянс сетей представляет собой провайдер Z-Telecom, под данным брендом объединены операторы «Простор», «Перспектива», «Приоритет» и AntNet. Существует в Петербурге и некоммерческое объединение домашних сетей с единым брендом - сеть «Большевиков.Net», работающая в Невском районе. Она представляет собой некоммерческое сообщество сетей FunnyNet, BolsheNet, USSRNet (см. выпуск новостей от 10 мая 2006 г.).

Также тенденция создания альянсов, которая является сегодня актуальной для петербургского рынка домашних сетей, отражается и в объединении ресурсов крупных операторов. Среди последних таких объединений, в частности, можно отметить союз компаний «Антхилл», «Евролинк» и «ЦИТ «Домашние сети» (см. выпуски новостей от 26 января и 15 мая 2006 г.). Впрочем, часты и случаи приобретения более крупными компаниями более мелких. Среди подобных последних инициатив на рынке можно вспомнить приобретение компанией «Цифра» небольшой домашней сети «Авангард Телеком», действующей в Невском и Приморском районах (см. выпуск новостей от 3 августа 2006 г.).

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы