Среди вопросов, которые намеревались обсудить участники круглого стола, значились оценка импортозависимости страны на текущий момент, выяснение проблем, рисков и «драйверов» импортозамещения, роли государства и финансовых организаций в этой программе.
Заседание открыл помощник депутата Государственной Думы РФ Александр Ольховский. Он начал с напоминания, что зарубежные санкции в отношении нашей страны вводились с осознанием слабых сторон российской экономики и сильнее всего ударили по наиболее важным отраслям: банковской системе, сфере технологий. В ответ на действия Запада Правительство РФ утвердило в стране программу импортозамещения, определив наиболее важные отрасли промышленности: тяжелое и энергетическое машиностроение, пищевую нефтехимическую, электротехническую, кабельную, нефтегазовую, станкоинструментальную, судостроительную промышленность, фармацевтику.
Импортозамещение каждый понимает по-своему, и важно правильно организовать работу над ним, чтобы исключить злоупотребление ситуацией, когда под прикрытием кризиса компании пытаются решить свои проблемы при помощи государственных субсидий. Александр напомнил также, что прежние экономические спады в России благотворно сказались на ряде отраслей - в частности, на птицеводстве. Но здесь важен принцип: замещать хорошее иностранное оборудование нужно не менее хорошим отечественным.
В Петербурге важность поддержки отечественных технологий определяется структурой экономики города. С точки зрения законодательства, 23 января 2015 года было принято распоряжение Правительства Санкт-Петербурга №3 РП, которое утвердило программу импортозамещения. В Петербурге был создан «Центр импортозамещения и локализации». Ведутся работы по восстановлению позиций страны в станкостроении и судостроении, создан целый фармацевтический кластер. По словам спикера, в условиях кризисных явлений можно и нужно вводить особые режимы законодательного регулирования экономической деятельности. Так, сегодня при проведении тендеров на госзакупки введены преференции для российских производителей и предварительные квалификационные прибыли для поставщиков.
Участники круглого стола: Александр Ольховский, Владимир Гвоздев и Дмитрий Волков
В дальнейшем необходимо усиление стратегического планирования со стороны государства, постоянная системная поддержка инноваций (изобретательства и патентной защиты), а также совершенствование кадров.
Начальник бюро развития систем водоснабжения и водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Владимир Гвоздев рассказал о том, что его организация исторически сильно «завязана» на импортном оборудовании. Однако уже последние несколько лет в «Водоканале» начали работать над использованием отечественного оборудования, так как импортные компании не всегда нормально налаживали сервис. Сегодня эта проблема решена в отношении сетей и трубной продукции, а из импортного - закупаются в основном только запасные части. В Санкт-Петербурге Губернатор открыл кластер водоснабжения и водоотведения, а также демонстрационно-выставочный центр, где представлено более 110 компаний и более 300 экспозиций действующего российского оборудования.
В отличие от «Водоканала», топливно-энергетический комплекс использует в основном отечественное оборудование: котельные, насосы, трубопровод (всего до 90%). По словам представителя ГУП «ТЭК СПб», начальника управления ремонта и реконструкции Дмитрия Волкова, ТЭК проводит техсоветы с разработчиками и плотно работает с комитетом по энергетике с целью поиска отечественных аналогов. С другой стороны, есть позиции, плохо подлежащие импортозамещению, в том числе системная автоматизация и компьютерная техника.
Компания «Ленсвет» также всегда ориентировалась на российского производителя – в части кабельной продукции, опор для освещения. Основная проблема связана с импортозамещением художественной подсветки, оборудования, связанного с энергосбережением и в целом с новыми технологиями.
«Высокотехнологичные отрасли наиболее тяжело поддаются импортозамещению», - подтвердил технический директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Алексей Никитин. Дело в том, что сама электронная компонентная база с необходимыми для современного оборудования потребительскими характеристиками сегодня в России не производится.
При определении отечественного производителя «Ростелеком» пользуется внутренней градацией: только локальная сборка; некоторое количество компонентов производятся в России; всё, включая микропроцессорную технику, сделано в России. Последняя стадия существует пока только в виде целевой задачи. Впрочем, если производство в какой-то отрасли оптимально отлажено за рубежом, возможно, правильнее все-таки закупать оборудование там.
В Северо-Западном макрофилиале «Ростелекома» для магистральной транспортной сети отечественное оборудование закупается уже последние 5-7 лет, всего же к началу 2015 года около 30% активного оборудования оператора было российского производства, а на ближайшие годы высшим руководством компании поставлена задача повысить эту долю не менее чем до 50%. Преимущество отечественных продуктов - в более коротких сроках поставки, более низкой стоимости (теоретически) и возможности доработать ПО, даже созданное на импортной микроэлементной базе.
Технический директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Алексей Никитин
В «Ростелекоме» выделили три направления, по которым проводится программа импортозамещения. Первое направление - производство пассивного оборудования, которое не включает в себя электронику и может быть быстро и с минимальными затратами перенесено в Россию. Это оптические коробки, оптические шкафы, различные компоненты для сборки пассивного оборудования.
Второе направление — кабельная продукция. Не все компоненты оптического кабеля нужного качества сейчас производятся в России, однако сама линия по производству кабеля и части элементов уже в стране имеется – например, на петербургском заводе «Оптен».
Третье направление — активное оборудование. Компоненты транспортной сети (оконечное оборудование — модемы, маршрутизаторы и коммутаторы невысокой производительности) уже достаточно давно производит компания «Т8». Сложнее дела обстоят с магистральными маршрутизаторами и высокопроизводительными коммутаторами, отечественных аналогов у которых нет. Основные трудности заключаются не столько с закупкой, сколько с последующей техподдержкой и покупкой запасных частей. Проблемы решаются путем включения компенсационных мероприятий по этим рискам в новые договора.
«Работа внутренней лаборатории «Ростелекома» основана на приоритете отечественного оборудования. Мы, по сути, являемся филиалом исследовательского подразделения любого отечественного производителя. Имея собственные программы и методики и сравнивая российские продукты с импортными аналогами, мы советуем производителям, как сделать работоспособное и достойно выглядящее оборудование», - добавил Алексей Никитин.
Второе направление, в котором оператор достиг успеха - взаимодействие с профильными вузами, прежде всего – с СПбГУТ им. Бонч-Бруевича, где работает профильная кафедра «Ростелекома» (открыта в феврале 2014 года). Через несколько лет выпускники подобных кафедр составят костяк отечественных производственных подразделений.
По мнению спикера, кризис — это не проблема, а шанс создать что-то новое как для оператора связи, так и для производителей. Алексей спрогнозировал кардинальный скачок доли российского пассивного телекоммуникационного оборудования и некоторый прирост доли активного, - эти показатели проявятся в итогах деятельности оператора за 2015 год.
Через лаборатории «Ростелекома» сейчас проходит большое количество отечественных производителей, причем за год их количество значительно увеличилось. В Петербурге лаборатория фокусируется на тестировании оконечного оборудования и на оборудования доступа.
Конечно, есть компании, которые, побывав у нас, поняли, что у них нет такого продукта, который нам нужен. Мы смотрим пул производителей, которые реально ориентированы на рынок. Две компании, с которыми у нас давнее сотрудничество, – «Т8» и «Элтекс» – однозначно, сделали шаг вперед. С компанией «Ротек» мы занимаемся проектом по устранению «цифрового неравенства». Успешно прошли тестирование «Натекс», и «СТР».
Повторюсь, ориентироваться российским производителям нужно прежде всего на рынок: взяв лучшее от импортного и от отечественного, наложить это на потребности клиента.