Ударный июль

Аналитические компании подвели итоги развития сотового рынка за июль 2004 года. Для Петербурга главным событием стал большой объем прироста новых абонентов – 260 тыс. человек против 180 тыс. в июне. При этом положение «большой тройки» в списке лидеров по новым подключениям поменялось по сравнению с позапрошлым месяцем с точностью до наоборот.

В целом по России цифры таковы: по данным AC&M Consulting за июль 2004 года уровень проникновения сотовой связи вырос на 2,1% и составил 36,2%, превысив, наконец, отметку в 50 млн человек, достигнув уровня в 52,52 млн подписчиков. Месячный прирост составил 3,05 млн. По сравнению с июлем прошлого года рынок сотовой связи страны фактически удвоился – тогда уровень проникновения составлял 18,5%.

Общероссийский рынок оказался поделенным таким образом – ОАО «Мобильные ТелеСистемы» принадлежит 36,9% рынка, ОАО "ВымпелКом" («Би Лайн GSM») - 32,9%, ОАО "МегаФон" - 18,5%, другим компаниям - 11,6%. В лидеры по приросту абонентов никто не выбился – по 33% пришлось на МТС и «Би Лайн GSM» (в прошлом месяце лидировали МТС). "Мегафон" получил 23%, остальные операторы поделили оставшиеся 11%.

В Москве, где общее количество пользователей мобильной связи составило 13,75 млн абонентов, операторы поделили рынок следующим образом – МТС контролировали 47%, «Би Лайн GSM» - 45%, «МегаФон» - 8%. В Москве за июль подключилось 360 тыс. абонентов. Так как «Би Лайн GSM» сократил срок отключения абонентов – с 5 месяцев до 4, то компания, как и в июне, зафиксировала в столице самый низкий приток подключений. На этого оператора пришлось 6%, в то время как на МТС – 64% (230 тыс. абонентов) и «МегаФон» 30% (110 тыс.). Главным событием на рынке первопрестольной аналитики считают возвращение компанией МТС лидерства по количеству подключений, которое она уступила «Би Лайн GSM» в январе 2002 года.

Однако, как отмечается в докладе AC&M Consulting, «Би Лайн GSM» стал лидером по новым подключениям во многих регионах, включая Петербург, где компания в прошлом месяце оказалась на третьем месте по этому показателю, уступив первенство, которое оператор держал весной этого года, местному филиалу МТС и ОАО «МегаФон». В июле на долю «Би Лайн GSM» из 260 тыс. вновь подключившихся абонентов пришлось 38% (около 100 тыс. подписчиков), «МегаФон» - 30% (около 80 тыс.), МТС – 23% (около 63 тыс.). При этом положение тройки лидеров по новым подключениям в июне выглядело наоборот – МТС, «МегаФон» «Би Лайн GSM».

Местный рынок сотовой связи в июле распределился следующим образом: "МегаФон" контролирует 45%, МТС - 32% "ВымпелКом" - 15%, "Дельта Телеком" (включая абонентов сети "Скайлинк") - 3%, FORA Communications (Tele2) - 5%. Общее число абонентов в Петербурге и Ленинградской области составило 4,68 млн. человек, или 73,9% населения.

Оценка другого аналитического агентства SotaWeek такова: общее число пользователей мобильной связи в Петербурге и Ленобласти (включая областного оператора «Петросвязь») на 31 июля составляло 4,64 млн человек (72,3%). На «МегаФон» из них приходилось 45,6%, МТС – 32,8%, «Би Лайн GSM» - 14,6%.

Как отметил партнер AC&M Consulting Антон Погребинский, главным изменением по сравнению с июнем стал значительный прирост новых абонентов по сравнению с июнем, когда было подключено около 180 тыс. человек (см. выпуск новостей от 8 июля 2004 г.). Однако, по его словам, низкие показатели июня во многом связано с тем, что в этот месяц происходит отключение нелояльных абонентов, которые подключились в декабре – то есть во время шумных маркетинговых акций сотовых операторов.

Интересно, что при этом «Би Лайн GSM» смог получить такое количество абонентов практически не прибегая к новым маркетинговым мероприятиям (хотя, как отмечают некоторые наблюдатели рынка, компания в некоторых сетях салонов связи возобновила акцию по выдаче второго бесплатного комплекта при подключении). В частности, как отмечает руководитель ИА SotaWeek Денис Кусков, одним из наиболее интересных предложений был «Би+ Бум», но подключение на него началось 30 июля (см. выпуск новостей от 28 июля 2004 г.) и судьба его пока трудно прогнозируема. «Так что в основном всплеск произошел за счет усиления рекламы этого оператора и роста интереса к его дачному предложению», - отметил Денис Кусков. Напомним, что особенность этого тарифа без абонплаты – снижение стоимости минуты в зависимости от продолжительности разговора. Стоимость первой минуты на нем при звонке на местный городской или мобильный номер составит $0,14, вторая минута обойдется в два раза дешевле, т.е. в $0,07, а цена третьей минуты и последующих равна $0,02 (цены указаны без НДС)

По оценкам наблюдателей рынка, основные продажи «МегаФона» пришлись на тариф «Extra.Лайт», который компания запустила в середине июня (см. выпуск новостей от 16 июня 2004 г.). Его основное отличие – стоимость исходящих вызовов как внутри общероссийской сети "МегаФон", так и на мобильные телефоны всех сотовых операторов Петербурга составляет $0,07 (исходящие и входящие соединения с остальными телефонами Петербурга стоят $0,21 за минуту). Однако в этом месяце может «выстрелить» другое предложение оператора – возобновленный тариф «Презент.ру» (см. выпуск новостей от 20 июля 2004 г.). «Презент.ру» в свое время стал одним из главных предновогодних предложений оператора. Абонплата на нем составляет $2 в месяц, исходящие и входящие звонки, кроме входящих с мобильных Петербурга, стоят днем $0,12, а с 20:00 до 8:00 - $0,06.

Основным же предложением МТС в июле, как и в июне, стала услуга "Лето.Джинс" (см. выпуск новостей от 7 июня 2004 г.). Оно позволяет звонить абонентам МТС Петербурга и Ленинградской области за $0,03/мин. круглосуточно. Сейчас в структуре новых подключений МТС "Джинс" занимает 78%, при этом большую часть из них занимает "Лето.Джинс".

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: