Киберсквоттинг и хайджекинг. Обсудили на СПИК-2007

В прошедшую пятницу, 18 мая 2007 года, в Петербурге состоялась вторая ежегодная конференция, посвященная вопросам развития Интернета в Северо-Западном регионе, СПИК-2007. Основными темами конференции стали взаимодействие интернет-сообщества с властью, инновации в Рунете и возможности Интернета для решения бизнес-задач.

Как и в прошлом году (см. выпуск новостей от 1 июня 2006 г.), в рамках СПИК-2007 прошел Северо-Западный этап Всероссийского интернет-марафона, организатором которого является РОЦИТ. В этого году Марафон стартовал в Москве, на Российским Интернет Форуме (РИФ - 2007), 7 апреля, в тринадцатый день рождения Рунета. Первый этап марафона прошел на Дальнем востоке, а финиширует он в Калининградской области. Итогом марафона, по традиции, станет отчет «О развитии Интернета в регионах», а также премия Рунета, на которой будут отмечены наиболее выдающиеся достижения в сфере информационных технологий.

На церемонии открытия СПИК-2007 руководитель РОЦИТ Марк Твердынин озвучил ряд данных, которые были собраны в ходе марафона 2006 года и сформулированы в отчете «Состояние развития Интернета в регионах». По результатам отчета, основными проблемами развития регионального Рунета является, прежде всего, отсутствие современного технического оснащения и отток специалистов в центр. В Северо-Западном регионе насчитывается 4 млн активных пользователей, для сравнения – этот показатель в Москве составляет 9,5 млн. По количеству зарегистрированных доменов Россия стоит на третьем месте в мировом рейтинге. Годовой рост числа доменов в России составляет 62 %, в Петербурге этот показатель равен 51,38 %, причем пользователи Северной столицы предпочитают регистрироваться на родном домене spb.ru.

Событием для Рунета в 2006 году стал приход поисковой системы Google. По мнению специалистов, появление такого сильного конкурента, обладающего новейшими разработками, сервисами, знанием и опытом, должны положительно отразиться на развитии российского сегмента Интернета. В 2006 году общая численность пользователей Рунета составила 26 млн человек, то есть был пройден психологический барьер в 25 млн, к концу 2007 года, по прогнозам, этот показатель превысит 29 млн человек.

Еще одной темой, инициатором обсуждения которой стали представители РОЦИТ, были взаимоотношения ИТ-сектора и государственной власти. Как отмечалось, в последнее время возрастает интерес со стороны интернет-деятелей к вопросам законотворчества, появляется необходимость вступления в международные организации. Как отметил директор РОЦИТ Марк Твердынин, чем больше финансовых средств появляется в интернет-отрасли, тем больший интерес законодателей она вызывает, и если отрасль сама не будет участвовать в формировании законов, эти законы сформируют другие. Участники конференции согласились, что сейчас Рунет стоит у истоков зарождения взаимоотношений с государственной властью.

Тема взаимоотношений интернет-сообщества и государственной власти была продолжена на СПИК-2007 во время беседы «Интернет в Северо-Западном округе: феодальная зависимость, подражании центру или собственный путь развития?». Важной характеристикой конференций и мероприятий, направленных на поддержку Интернета в России является обязательное формирование документа, аккумулирующего мнения участников, их пожелания, вопросы и предложения по решению конкретных проблем. «Задача марафона – консолидировать и обобщить мнение интернет-общественности с целью отстаивания его интересов в государственной сфере», - сказал заместитель председателя правления РОЦИТ Александр Айгистов. На заседании были оглашена Резолюция итогового заседания 11-го интернет-форума РИФ-2007, в которой описаны основные проблемы интернет-отрасли, а также предложены варианты решений.

Работа конференции СПИК-2007 велась в нескольких потоках, по три тематических секции и одному мастер-классу в каждом. Интерес у аудитории вызвали доклады секции «Медийная реклама в интернете». В своем докладе «Питерские рекламные площадки: амбиции и реальность» генеральный директор компании «Медиа Картель» Наталья Курылева оценила уровень петербургского Рунета, сообщив, что только 10 % петербургских пользователей тратят свое время в Интернете на просмотр петербургских сайтов. Госпожа Курылева подчеркнула, что для развития петербургского веба необходимо увеличение числа продвинутых сервисов, нишевых проектов и развитие социальных сетей.

Руководитель отдела по работе с клиентами компании AdMedia Евгений Вервейко сообщил о нынешнем положении дел в сфере медийной и баннерной рекламы. По словам докладчика, сейчас наблюдается снижение популярности баннерной рекламы в Рунете, причем Россия здесь отражает мировую тенденцию – снижение эффективности стандартных способов продвижения продуктов. Евгений Вервейко предположил, что для привлечения новых пользователей медийной рекламе необходимо использование новых рекламных форматов, позволяющих вовлекать зрителя в рекламный сюжет.

Тему инновационных методик в сфере интернет-рекламы продолжил директор компании UMI Studio Сергей Котырев, рассказав о новой для российского интернет-брендинга методике продвижения продукта – методике медиаволн. Суть ее заключается в поэтапном запуске сообщений рекламной кампании с дальнейшим анализом промежуточных результатов. На первом этапе рекламодатель запускает в Интернет общее сообщение кампании, далее следует оценка отзывов пользователей на первый этап рекламы. Вторая волна фокусируется на отзывах, которые вызвала первая волна и т.д. Принцип медиаволн Сергей Котырев проиллюстрировал на примере рекламной кампании мультифруктового бренда Bonanza. Напомним, что для этого бренда UMI Studio проводится рекламная кампания, а также создан промопортал (см. выпуск новостей от 2 февраля 2007 г.). Сергей Котырев рассказал, что, несмотря на то, что первая волна кампании вызвала резонанс у аудитории, промашка агентства заключалась в том, что для пользователей осталось непонятным, что рекламирует кампания. С учетом этих вопросов была разработана вторая волна акции, где основной акцент был сделан на разъяснении зрителям того факта, что предметом рекламы являются именно фрукты. Подобные корректировки были бы невозможны при применении обычной, имиджевой рекламной кампании.

Еще одной секцией, посвященной рекламе в сети Интернет стала «Нестандартные методы продвижения», где, в частности, было рассказано о продвижении при помощи блогов, посвященных жизни компании, продуктам и т.п. Как было отмечено, сегодня подобный метод является достаточно эффективным, поскольку общественность уже не доверяет рекламе, а блог является одним из способов неформального общения, где на первом месте выступает человек.

В рамках секции «Инвестиции в интернет», специально для представителей бизнеса, генеральный директор компании «Вебмастер.СПб» Андрей Рябых прочитал лекцию «Инвестиции в питерский интернет», в которой озвучил советы инвесторам (как правильно вложить средства в инернет-проект) и стартапам (как найти инвестора).

Кроме того, внимание было уделено вопросам безопасности доменов, как с технической, так и с правовой точки зрения. Как было отмечено, важным фактором обеспечения безопасности web-приложений является то, что разработка механизмов безопасности должна быть включена во весь цикл создания приложения, должны быть определены потенциальные угрозы и т.п. Также, по словам ведущего разработчика компании «1с Битрикс» Алексея Кирсанова, безопасным приложение можно считать только после того, как будет проведен независимый аудит информационной безопасности. В свою очередь руководитель виртуального хостинга компании PeterHost.Ru Антон Воршевский перечислил аспекты безопасности web-приложений с точки зрения хостинга. Это персональная безопасность, т.е. защита данные рабочего места, и защита сайта от разработки до сопровождения, иначе говоря требуется использование при создании сайта надежных программных средств, которые в дельнейшем должны обеспечить более лучшую сопротивляемость сайта к различным атакам. Данные два этапа, по словам Антона Воршневского, находятся под ответственностью разработчика и заказчика сайта. Под ответственностью хостера находятся уже безопасность сервера виртуального хостинга и сетевая безопасность.

Руководитель отдела аналитики компании Agnitum Outpost Алексей Белкин рассказал о системе безопасности новой ОС Windows Vista. Было замечено, что по сравнению с версиями NT, она разработана на новом уровне безопасности, и является более надежной и менее подвержена сетевым атакам. Впрочем, как было отмечено, в дальнейшем, несомненно, будет найдены и уязвимые места. В целом же, по словам Алексея Белкина, сегодня атаки на безопасность компьютера вышли на новым уровень. Так если еще несколько лет назад целью было нападение именно на софт и «железо» ПК, то сегодня вирусы запускаются с целью кражи данных пользователя, рассылки спама с его адреса, а также атак через ПК на сервер хостера и т.д.

Помимо этого были упомянуты и юридические аспекты защиты доменов, которые сегодня набирают все большую актуальность. Так, сегодня есть случаи потери домена, которые идут в рамках закона, например по собственной халатности и неосмотрительности пользователя, в случае киберсквоттинга и тайпсквотинга, т.е. захвата красивых доменов или регистрации доменов с ошибками. Но есть ситуации, которые уголовно преследуются. Например, это киберсквоттинг, когда регистрируется известный бренд, хайджекинг (преступная кража доменов), фишинг (регистрация доменов, схожих по написанию). Спорным сегодня является вопрос захвата доменов по торговой марке, даже зарегистрированной позже самого домена. Дело в том, что сегодня торговая марка имеет больших вес с юридической точки зрения, и пока 50 % подобных разбирательств решаются в пользу торговой марки.

Также для представителей бизнес-среды на СПИК-2007 была организована презентация и мастер-класс, посвященные системе управления сайтом UMI.CMS, собственной разработки компании «Юмисофт». Генеральный директор Юмисофт Сергей Котырев и технический директор компании Сергей Антонинко рассказали об особенностях, преимуществах и возможностях UMI.CMS. На мастер-классе в секции «Системы управления интернет-проектами» были представлены «коробочные» версиям UMI.CMS семейства PRO – PRO Corporate и PRO Business. Это современные системы управления контентом, позволяющие легко и быстро создавать виртуальные представительства компаний, порталы, интернет-магазины и интернет-сми. Другим решением, которое вызвало интерес у участников конференции, стала новая разработка «1С-Битрикс» - программный продукт «1С Битрикс: Управление сайтом 6.0».

В рамках мастер-класса «Инновационные технологии», было представлено профессиональное интернет-радио Рунета - SunRadio.ru. Прогрессивность проекта заключается в том, что впервые для организации вещания в Рунете применена технология Mpeg4-Audio (AAC+), которая позволяет добиться качества звука, сравнимого со сжатием в формате mp3.

По оценкам деятелей петербургского Рунета, конференция носит положительный характер, поскольку дает возможность общения между представителями этой сферы. Было отмечено также, что нынешняя конференция вызвала интерес у представителей бизнес-сферы.

«На мой взгляд, схема, по которой организована тематика докладов на СПИК-2007, не имеет четкой концепции и носит обрывочных характер, однако по количеству пришедших на конференцию гостей можно говорить о том, что у СПИК-2007 уже есть собственная аудитория. Основная же функция конференции, на мой взгляд, завязывание контактов», - сообщил генеральный директор компании «Петерлинк.Веб» Юрий Степанов.

«Важно, что проблемы развития Рунета в регионах обсуждают именно лидеры рынка. Появились представители бизнеса, которые рассматривают СПИК как площадку, где можно узнать о новейших решениях и разработках в сфере информационных технологий, а заодно проконсультироваться с самими разработчиками», - заключил менеджер по развитию в России и странах СНГ компании Agnitum Outpost Виталий Янко.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы, Web