«Желтые страницы» раздвоились

Компания «Пресском», издатель телефонного справочника «Весь Петербург», планирует к концу этого года выпустить новое издание «Желтые страницы». При этом в городе с 1992 года под тем же брендом издает аналогичный справочник компания YPI Yellow Pages Ltd.

Ранее основной бизнес "Пресскома" был связан с изданием "Всего Петербурга" (сейчас готовится 13 выпуск, его тираж составит 230 тыс. экземпляров). Однако, как сообщил заместитель генерального директора ООО "Издательский дом "Пресском" Александр Яковлев, его распространение осуществлялось по юридическим лицам. Сейчас же компания решилась пойти на издание справочника, основной аудиторией которого стали бы обычные горожане. Для нового издания был взято название "Желтые страницы". С его помощью компания планирует привлечь новых рекламодателей, которым ранее не был интересен "Весь Петербург" - это компании, работающие на частном рынке - розничные сети, туристические фирмы и т.д. Тираж нового издания составит 70 тыс. экземпляров, и он будет выпущен и распространен до Нового года. "Пресском" планирует сделать это в крупных магазинах города, элитных домах и комплексах и т.д. "Рынок, ориентированный на частных лиц, сейчас созрел, издание такого справочника - вполне разумный шаг. Причем, мы первыми в России идем на него", - говорит директор по развитию бизнеса "Пресскома" Андрей Смирнов. При этом, по его словам, такой относительно небольшой тираж нового издания рассчитан исходя из данных последнего исследования демографической ситуации в Петербурге, согласно которому в городе насчитывает 50-60 тыс. человек, которых можно отнести к категории экономически активного населения. 

Издателя не смущает наличие в городе конкурирующего издания под тем же брендом, которым владеет компания YPI Yellow Pages Ltd. "В мире и в России выходит множество справочников под этим лейблом, поэтому использование этого термина в нашем новом справочнике полностью законно - согласно Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" "желтые страницы" относятся к товарным знакам, не обладающим различительной способностью", - сообщил Андрей Смирнов. Впрочем, отличие между названиями справочниками все-таки есть - издание от "Пресскома" называется "Желтые страницы. Санкт-Петербург", а от YPI Yellow Pages Ltd - "Желтые страницы Санкт-Петербурга". При этом для "Пресскома" это не первый опыт выпуска "Желтых страниц" - в мае этого года компания представила такой справочник по Северо-Западному региону. Его тираж составил 50 тыс. и он был распространен в крупнейших областных центрах СЗФО. Другие проекты этой издательской компании: интернет-ресурс Allspb.ru, компакт-диск "Желтые страницы. Весь Петербург + Северо-Запад", который появится в декабре 2004 года.

"Пресском", по оценкам наблюдателей рынка, является одним из наиболее агрессивных игроков. В частности, эта компания запомнилась судебным процессом против компании "Телиа ИнфоМедиа", издающей тогда в Петербурге справочник "Контакт!" (сейчас его владелец - фирма "Эниро Рус-С"). Сейчас у компании "Пресском" ведется еще один процесс - в арбитражном суде. Иск касается снятия рекламы "Всего Петербурга" из вестибюля бизнес-центр "Мир". По словам представителей "Пресскома", это было сделано по настоянию "Эниро Рус-С", которая занимает офис в этом здании.

Появление "Желтые страницы. Северо-Запад" тоже вызвало конфликт с YPI Yellow Pages Ltd, который счел использование этого названия недобросовестной конкуренцией. "Этот бренд раскручивается в Петербурге с 1992 года, и инициатива "Пресскома" - это попытка ввести в заблуждение наших клиентов, которые выходят на нас, ориентируясь именно на бренд", - так тогда комментировали шаг конкурента представители YPI Yellow Pages Ltd. При этом, "Пресском" в свое время сам побывал в аналогичной роли. В начале 90-х "Издательский дом "Бельведер" выпустил на рынок справочник с названием "Весь Sankt Петербург", правда, спустя несколько лет он исчез.

Положение компании "Пресском" на рынке уникально также благодаря официальному партнерскому статусу местной "Петербургской телефонной сети" - ныне филиала ОАО "Северо-Западный Телеком", входящего в холдинг "Связьинвест". Одно их дочерних предприятий этой группы компаний - "Связьинвест-Медиа", является издателем федеральной серии справочников "Желтые страницы", которые сейчас выпускаются в 21 городе России. "Пресском" является соучредителем и официальным представителем "Связьинвест-медиа" на Северо-Западе. Кроме того, у этих компаний единый генеральный директор.

В этом году тираж справочника CPI Yellow Pages Ltd - 175 тыс., "Контакт!" - 100 тыс. экземпляров. По оценкам экспертов, в 2003 году объем рынка таких справочников в Петербурге составил $7-8 млн, из них 40% рынка принадлежали книге "Весь Петербург", 25% - справочнику "Желтые страницы Санкт-Петербурга", 17% - "Контакт!".

Автор: Михаил Северов.

Тематики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: