Петербургские ретейлеры отучают покупателей от кассиров

Петербургские ретейлеры внедряют системы сканирования, которые позволяют совершать покупки без участия кассиров. Подобная технология уже работает в нескольких гипермаркетах «О’КЕЙ» и «Лента». Как объясняют эксперты, торговые сети ищут новые способы повысить трафик и сумму среднего чека на фоне ужесточения конкуренции на рынке. Однако в ближайшей перспективе получить значительную экономическую выгоду от внедрения подобных сервисов едва ли удастся.

Петербургские ретейлеры внедряют системы сканирования, которые позволяют совершать покупки без участия кассиров. Подобная технология уже работает в нескольких гипермаркетах «О’КЕЙ» и «Лента». Как объясняют эксперты, торговые сети ищут новые способы повысить трафик и сумму среднего чека на фоне ужесточения конкуренции на рынке. Однако в ближайшей перспективе получить значительную экономическую выгоду от внедрения подобных сервисов едва ли удастся.

Осторожное внедрение

Система сканирования покупок изначально появилась у московских ретейлеров. Как ранее писал РБК, в конце 2016 года работающая в столице немецкая сеть гипермаркетов «Глобус» объявила о начале тестирования системы Scan&Go, которая позволяет совершать покупки без участия кассира. О планах внедрениях подобной технологии тогда же заявил и «Перекресток». В Петербурге в продовольственных сетях такие системы появились только в 2018 году. Пионером в этом направлении стала «Лента». Сегодня о начале тестового проекта заявил и «О’КЕЙ». Инвестиции в развертывание новой системы в обеих компаниях не раскрывают.

Принцип действия технологии схож у разных игроков рынка: покупателю выдается специальное устройство, с помощью которого можно сканировать штрих-коды товаров и добавлять их в электронную корзину. При сканировании на экране отображается цена товара, размер скидки и общая сумма покупки. Оплата производится на кассе самостоятельных покупок. Воспользоваться сервисом могут только владельцы дисконтных карт.

Новый сервис призван значительно сэкономить время покупателей и предоставить им полную информацию о сумме покупки, исключив появление «сюрпризов» на кассе, говорит директор по информационным технологиям «О’КЕЙ» Тариэл Бокучава. «Мы рассчитываем, что система «О’КЕЙ скан» повысит привлекательность наших гипермаркетов. Мы планируем и дальше внедрять эту технологию и прогнозируем рост среднего чека покупателей, пользующихся терминалами самостоятельных покупок, на 10-15%, что частично подтвердилось на пилотном проекте», — приводит пресс-служба компании слова Бокучавы.

Новый сервис призван значительно сэкономить время покупателей и предоставить им полную информацию о сумме покупки, исключив появление «сюрпризов» на кассе.



Технология сканирования товаров позволяет увеличить скорость покупки, подтверждают в «Ленте». «Мы запустили этот проект, чтобы оценить удобство для покупателей и изучить его влияние на модель поведения в магазине. Нам также важно изучить на практике новые каналы персонализированной коммуникации с покупателями, их реакцию на них и эффективность. В настоящее время мы наблюдаем интерес со стороны покупателей к данной технологии», — сообщили РБК Петербург в пресс-службе ретейлера, добавив, что по итогам пилотного проекта «Лента» будет принимать решение о его дальнейшем развитии.

Без лишних звеньев

Ретейлеры внедряют новые технологии в надежде компенсировать влияние негативных тенденций на рынке, полагает гендиректор INFOLine Иван Федяков. «Эффективность действующих магазинов снижается на фоне конкуренции и жесткой консолидации. Внедряя новые технологии, компании ищут способы выхода из этой ситуации, чтобы увеличить средний чек и частоту покупок. Электронные корзины, кассы самообслуживания, e-commerce — все это позволяет органически наращивать объемы продаж в действующих магазинах», — сказал Федяков РБК Петербург.

Ретейлеры внедряют новые технологии в надежде компенсировать влияние негативных тенденций на рынке



«Любая автоматизация призвана убрать звено между товаром и покупателем. В то же время, это позволяет увеличить трафик и средний чек, потому что у людей появляется возможность пользоваться не только традиционным способом оплаты, но и современными технологиями», — соглашается управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев.

Еще один важный стимул к модернизации технологий торговли — необходимость снижать издержки, продолжает Габышев. «Сейчас идет борьба за повышение эффективности и снижение операционных затрат, так как маржинальность бизнеса постепенно снижается. Одно из направлений — снижение операционных издержек, связанных с содержанием торгового персонала», — сказал эксперт.

Тень сомнения

Однако Федяков уверен, что добиться значительной экономии за счет внедрения технологий сканирования ретейлерам не удастся. «Это достаточно дорогостоящие системы. Помимо аппаратов, каждый из которых стоит около 10 тысяч рублей, штрих-кодов и пунктов зарядки, требуются значительные инвестиции со стороны магазинов для интеграции в IT-систему и последующего поддержания обновления устройств. К тому же, у каждой кассы самообслуживания должен находиться, как минимум, один консультант и один охранник. Поэтому большой экономии на персонале получить невозможно», — объясняет эксперт.

«Инвестировать в технологии сканирования имеет смысл, если они смогут окупиться за один год. Иначе внедрять подобную технологию нет смысла — мы на пороге массового внедрения RFID-меток», — заключает Федяков.

По его прогнозу, будущее ретейла — за другими, более совершенными технологиями. Как считает Федяков, в перспективе 3-5 лет продовольственный ретейл начнет массово внедрять технологию RFID-меток, которая позволяет без специального устройства считывать количество и стоимость товара в корзине. «Каждый товар будет оснащен подобной меткой, которая излучает электромагнитную волну. Проходя через некие ворота, система будет автоматически считывать содержимое корзины и окончательную стоимость», — поясняет Федяков.

Сейчас подобная технология не находит широкого применения из-за высокой себестоимости — на уровне 10 руб. за одну RFID-метку. «Как только метки станут стоить условно 1 рубль, это станет массовым явлением», — говорит эксперт.

Ксения Юркина

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, Торговые сети

Ключевые слова: торговые сети, ИТ в ритейле